18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Всеволода Мейерхольда у руля театральной машины показывают в Центре «Зотов»

Темерин А.А. Титр для проецирования на экран. «Мы новый мир построим». Фото: Театр имени Вс. Мейерхольда
Темерин А.А. Титр для проецирования на экран. «Мы новый мир построим».
Фото: Театр имени Вс. Мейерхольда
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Выставка «От утопии к театру» в Центре «Зотов», сделанная в сотрудничестве с Бахрушинским музеем, посвящена недолгому (с 1922 по 1924 год), но продуктивному конструктивистскому периоду творчества режиссера

В одной из своих статей 1909 года режиссер Всеволод Мейерхольд сравнил театр с большой машиной, которая собиралась веками, но вдруг остановилась. Позднее, в 1920-х, Мейерхольд выступил инженером, взявшимся за ее починку: он демонтировал занавес и показал зрителю всю машинерию, избавился от ржавчины традиций, отладил механизм движения актеров. Инструментом модернизации театра стал для него конструктивизм. Недолгому (с 1922 по 1924 год), но продуктивному конструктивистскому периоду творчества Мейерхольда посвящена выставка «От утопии к театру», сделанная Центром «Зотов» в сотрудничестве с Бахрушинским музеем.

Выставка «От утопии к театру» в Центре «Зотов».  Фото: Центр «Зотов»
Выставка «От утопии к театру» в Центре «Зотов».
Фото: Центр «Зотов»

Цилиндрический производственный корпус бывшего хлебозавода, где находятся выставочные пространства «Зотова», требует нетривиальных экспозиционных решений. В этот раз движение зрителя организовано между тремя концентрическими окружностями. Самая малая опоясывает конвейерный барабан в центре этажа, на нем разместили таймлайн — биографию Мейерхольда. При этом его рождение в 1874 году и расстрел в 1940-м драматически смыкаются почти в одной точке.

14-й эпизод  «Невеста без приданого». Петр - И.И.Коваль-Самборский, Аксюша - З.Н. Райх. Театр имени Всеволода Мейерхольда. Фото: Театр имени Всеволода Мейерхольда
14-й эпизод «Невеста без приданого». Петр - И.И.Коваль-Самборский, Аксюша - З.Н. Райх. Театр имени Всеволода Мейерхольда.
Фото: Театр имени Всеволода Мейерхольда

Следующую окружность формируют стенды, которые знакомят с важнейшим изобретением Мейерхольда — биомеханикой. Выверенное, утрированное движение, как считал режиссер, выглядит на сцене более убедительно, чем искусно пущенная слеза и прочие эмоциональные аффекты, поэтому он разработал систему тренировок, которые позволяли исполнителям отточить механику тел. Несколько киноэтюдов и раскадровок показывают, как актеры отрабатывали удары, пощечины, стрельбу из воображаемого лука. Тут же отрывок фильма с Чарли Чаплином, гротескной игрой которого восхищался Мейерхольд.

Выставка «От утопии к театру» в Центре «Зотов». Фото: Центр «Зотов»
Выставка «От утопии к театру» в Центре «Зотов».
Фото: Центр «Зотов»

Самое большое кольцо зрительского маршрута имеет пять остановок, по числу спектаклей, которые рассматривает в рамках выставки ее куратор — театровед Анна Ильдатова. Отчетливее всего эстетика и идеи конструктивизма проявлены в спектаклях 1922 года «Великодушный рогоносец» и «Смерть Тарелкина». Первый оформила Любовь Попова. Она создала абстрактную «установку» с подвижными частями в виде дверей, колес и лопастей, которые вращались все быстрее по мере того, как сценическое действо набирало обороты. Над вторым спектаклем работала Варвара Степанова — придуманная ею «мебель» была с подвохом: стул стрелял, стол подпрыгивал.

Спектакль «Земля дыбом». Повар - Э.П. Гарин. Театр имени Всеволода Мейерхольда.  Фото: Театр имени Вс. Мейерхольда
Спектакль «Земля дыбом». Повар - Э.П. Гарин. Театр имени Всеволода Мейерхольда.
Фото: Театр имени Вс. Мейерхольда

Элементы конструктивизма, правда уже в меньшей концентрации, обнаруживаются в спектаклях «Земля дыбом», «Д. Е.» («Даешь Европу!») и «Лес». Составить представление о каждом из них позволяют многочисленные фотографии, эскизы, реконструированные макеты, костюмы, элементы реквизита и, конечно, тексты. Мейерхольд вершил собственную революцию — «театральный Октябрь»: он позволял автомобилям и мотоциклам проноситься через зрительный зал прямо на сцену, использовал кинопроекции, мог скорректировать готовую постановку в соответствии с отзывами и реакциями публики, показать спектакль с декорациями под открытым небом. И хотя впоследствии по режиссеру жестоко прокатилась репрессивная машина, он успел заложить основы современного постдраматического театра: перформативного, партиципаторного, сайт-специфического. Насыщенная театральными событиями параллельная программа наверняка проявит эту преемственность. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+