18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художник Франциско Инфанте, конструктор красоты

Франциско Инфанте. Артефакт из цикла «Легкие пространства». 2017. Фото: Музей AZ
Франциско Инфанте. Артефакт из цикла «Легкие пространства». 2017.
Фото: Музей AZ
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Книга «Франциско Инфанте. AUTOАЛЬБОМ. Продолжение. Искусство и семья» — словесный и визуальный отчет о творчестве, жизни и взглядах на существо эстетики. Хотя голос самого Инфанте здесь не единственный, присутствуют и мнения со стороны

Взяв в руки тяжелый фолиант «Франциско Инфанте. AUTOАЛЬБОМ. Продолжение. Искусство и семья», прежде всего начинаешь его рассматривать, листать страницы и удивляться, насколько все здесь красиво. Дизайнер Оксана Салыкина («макет, оформление, верстка», как написано в выходных данных) создала впечатляющее полиграфическое произведение. В нем все ненавязчиво элегантно: разнообразные шрифты, ритмическое чередование больших и малых иллюстраций, подписи под ними, ряды и колонки репортажных и бытовых снимков. Правда, дизайнер слегка злоупотребила бледными шрифтами, что затрудняет чтение, — но какой мастер не жертвовал удобством ради красоты!

Франциско Инфанте. «AUTOАЛЬБОМ. Продолжение. Искусство и семья». М.: Искусство — XXI век, 2024. 416 с., ил
Франциско Инфанте. «AUTOАЛЬБОМ. Продолжение. Искусство и семья». М.: Искусство — XXI век, 2024. 416 с., ил

Ну и главное — очень красивы воспроизведенные в книге работы Франциско Инфанте и его жены и соавтора Нонны Горюновой (интервью с Франциско Инфанте читайте на с. 33). Красота для Инфанте — чрезвычайно важное понятие, неразрывно связанное с искусством, и он несколько раз на протяжении книги размышляет об этом родстве, считая, что «слово „красота“ — синоним слова „искусство“... Онтологическая красота — это то, что впервые рождается изнутри сознания художника».

Инфанте называет свою книгу-альбом «своеобразным почти дневниковым отображением тех художественных и семейных событий, которые произошли за десять лет после издания первого альбома». Первый альбом вышел в 2013-м, в нем было рассказано о работах и выставках с начала 1960-х годов до конца прошлого века; новый том включает события века нынешнего. Начинается он с выставки «Между небом и землей», проходившей в конце 2001 года в Крокин-галерее, заканчивается «Вертикальным положением» в выставочном зале РОСИЗО (осень 2023 года).

Большинство выставок представлено коротко: пара фотографий с открытия, несколько общих планов экспозиции, две-три работы крупным планом. Это немного, но Франциско Инфанте — плодовитый и востребованный художник, и если расширить содержание разделов, то книга окажется и вовсе неподъемной.

Фотопортрет Франциско Инфанте, сделанный с применением той же ажурной ширмы, что и в цикле Метафоры мгновений (2015).  Фото: архив Франциско Инфанте
Фотопортрет Франциско Инфанте, сделанный с применением той же ажурной ширмы, что и в цикле Метафоры мгновений (2015).
Фото: архив Франциско Инфанте

О начале творческой жизни Инфанте и его связи с предшественниками рассказывают в статье о ретроспективной выставке «Рождение вертикали», проходившей в Крокин-галерее в 2003 году, искусствоведы Джон Боулт и Николетта Мислер. Они же комментируют и большинство выставок, представленных в книге. По их мнению, в работах 1960-х Инфанте показывает себя «как отдающий дань — сознательно или страстно — строгости супрематизма Малевича, татлинских рельефов или конструктивизма Родченко».

В следующем разделе показаны артефакты из цикла «Метафоры мгновений», где обращение Инфанте к авангардной традиции неочевидно. Здесь представлены фотографии природы, снятые через движущиеся ажурные ширмы. На этих «фотоартефактах» пейзажи то узнаваемы, то полностью теряют связь с реальностью. К обзору выставки прилагается сложный теоретический текст художника, но сразу после его рассуждений идет подборка семейных фотографий с подписями: например, «Нонна фотографирует Палашу, Дуню, Тишу и Серафима». И становится понятно, что только художник, основательно укоренившийся в реальности, имеющий девять внуков, может позволить себе любые полеты фантазии. Кстати, плести сети, которые использовались для создания артефактов из цикла «Легкие пространства», художникам помогали внуки.

Франциско Инфанте и Нонна Горюнова. Артефакты из цикла «К ночи» Фото: Аlina Pinsky Gallery
Франциско Инфанте и Нонна Горюнова. Артефакты из цикла «К ночи»
Фото: Аlina Pinsky Gallery

Следующий цикл артефактов, «К ночи» — это снимки светящихся цветных объектов на фоне ночного неба. Они ярко сверкают; «являясь метафорами озарения, эти маяки цвета дают передышку в борьбе со зловещими силами ночи, будто круглосуточные стоянки для фур в Долине Смерти». Чем сложнее произведения художников, тем поэтичнее становятся тексты Боулта и Мислер.

«Сконструированные миры»: название выставки 2021 года в Центре Помпиду в Меце передает суть творчества ее участников Инфанте и Горюновой. В мирах этих существовать невозможно — ими надо любоваться.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+