18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Диалектическая победа репортажа над фотографией

Вадим Ковригин. ВСХВ. Фрагмент скульптуры «Рабочий и колхозница». Конец 1930-х — 1940-е.  Фото: Центр визуальной культуры Béton
Вадим Ковригин. ВСХВ. Фрагмент скульптуры «Рабочий и колхозница». Конец 1930-х — 1940-е.
Фото: Центр визуальной культуры Béton
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Книгу-фотоальбом «Алфавит. Советская фотография 1920–1930-х годов», выпущенную по следам одноименной выставки в московском Центре визуальной культуры Béton, пожалуй, интереснее читать, чем рассматривать

Образцом для выставки в московском Центре визуальной культуры Béton послужила Первая всесоюзная выставка фотоискусства в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в 1937 году, приуроченная к годовщине Октябрьской революции. Та экспозиция, полностью идеологизированная, должна была показать торжество соцреализма, конец дискуссии и победу ангажированного фоторепортажа над прочими жанрами. Пользуясь работами советских фотографов из собственного обширного собрания, центр Béton постарался, насколько возможно полно, реконструировать прошлое — выставка «Алфавит. Советская фотография 1920–1930-х годов» получилась весьма внушительной.

Алфавит. «Советская фотография 1920–1930-х годов». М., 2024. 300 с., ил.
Алфавит. «Советская фотография 1920–1930-х годов». М., 2024. 300 с., ил.

Не хватало разве что больших портретов Сталина и его соратников перед входом в центр. И еще фундаментального, академического каталога, в котором бы осмыслялись история формирования и принципы предвоенной советской фотографии. И вот наконец эта книга появилась — великолепно изданная, тяжелая, как кусок бетона, с большой и содержательной вступительной статьей одного из кураторов, Артема Логинова, с историческими документами, цитатами и статьями классиков советской фотографии — сохранившимися свидетельствами яростной борьбы художественных группировок за государственное признание (а другого и быть не могло).

Как часто случается в визуальном искусстве, книгопечатании и химии, результат сложной смеси превзошел сумму ингредиентов. В прекрасно изданном альбоме с фотографиями парадоксальным образом самое интересное для внимательного читателя эпохи «постправды» — тексты создателей отретушированного и отколлажированного мира, в котором мы с той поры и живем, уже не задаваясь наивными вопросами соответствия видимого невооруженным глазом видимому через медиа. Через объектив, как в случае фотографии.

Праздник «Динамо» на Красной площади. Фото: Центр визуальной культуры Béton
Праздник «Динамо» на Красной площади.
Фото: Центр визуальной культуры Béton

«Встреча на практике с большим народным делом — строительством Беломорско-Балтийского канала — помогла изменить свой метод работы А.Родченко», — пишет в статье 1936 года «На путях к реализму, к народности» С.Морозов, развинчивая на составные части и сокрушая формализм, натурализм, ложно понятый реализм и «равнодушие к идейной стороне содержания». Поучительное чтение не только для историков искусства, но и для, скажем, неосмотрительных «тиктокеров» и словоохотливых блогеров, цифровые битвы и публичные покаяния которых заменили нам как будто творческую полемику Фото-ЛЕФ, группы «Октябрь», РОПФ и прочей «творческой оппозиции».

«Социалистический реализм был грандиозным проектом погружения сознания населения в виртуальный мир утопии», — пишет во вступительной статье куратор. И на 300 страницах книги-каталога перед нами разворачивается поражающая воображение драма создания этого проекта на фотодокументах эпохи с пояснениями авторов и кураторов, выражаясь современным языком. Но вот с тем, что «визуальную продукцию, которая была создана согласно критериям метода соцреализма, не представляется возможным объективно оценивать на основе ценностной шкалы традиционного искусства», можно и поспорить, даже не вдаваясь в детали того, что именно вы бы сочли «традиционным искусством».

Темерин А. Портрет Вс. Мейерхольд, В. Маяковский, Д. Шостакович, А. Родченко. 1929. Фото: Центр визуальной культуры Béton
Темерин А. Портрет Вс. Мейерхольд, В. Маяковский, Д. Шостакович, А. Родченко. 1929.
Фото: Центр визуальной культуры Béton

Дело в том, что при всем разнообразии техник, приемов, интересов и разных взглядов на искусство у советских фотографов их представленную в альбоме визуальную продукцию вполне можно оценить. Пусть даже не вполне объективно. Согласно марксистской диалектике «отрицания отрицания», рассматривание в промышленном количестве фоторепортажей соцреалистов вместо того, чтобы формировать у современного читателя фантазийную картину прекрасного ретрофутуризма, погружает его в мир жутковатых образов прошлого. Что опровергает в объективной основе метод, с помощью которого создавался этот репортаж о несуществующем мире. В конце концов, мы же в состоянии оценивать странички блогеров-инфлюэнсеров? Даже если они снимали камерой Leica и выкладывали фотки в журнал «Пролетарское фото» 100 лет назад.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+