18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Море сувениров: как в Тольятти расставляли городские акценты

Владлена Мышкина. «Жигулевское море». Открытка. Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
Владлена Мышкина. «Жигулевское море». Открытка.
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

У слова «акцент» разные значения, но есть одно общее: выделение, выдвижение на первый план. Проект «Тольяттинский акцент» как раз о том, как выделить в образе города главное. Об этом рассказала руководитель проекта Светлана Борисова

Выиграв грантовый конкурс Фонда Потанина, мы с коллегами в краеведческом музее начали работу, как положено, с анализа рынка сувенирной продукции. Все, что мы видели, ничем не отличалось от стандартного набора, который продается в любом городе: брелоки, магнитики... Мы сразу определили, что у нас все должно быть иначе. Во-первых, поняли, что не хотим замыкаться только на музее. Во-вторых, решили, что наши сувениры должны быть интересны разным целевым аудиториям — от маленьких детей до, скажем так, городских интеллектуалов, и всем, кто в промежутке. Поэтому цель была такая: десять сувенирных тематик, десять линеек на разные темы.

Юлия Лашманова. «Волжские чудища». Косметичка. Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
Юлия Лашманова. «Волжские чудища». Косметичка.
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина

Мы тогда еще не осознавали объема предстоящих работ. Идей было много, все были активными, и казалось, что все достаточно просто. В итоге все вышло совсем не просто, но мы на самом деле рады, что изначально замахнулись на такой масштаб. На сегодняшний день я понимаю запросы практически любого человека, который приезжает в город Тольятти и хочет отсюда что-то увезти. Во время воркшопов и консультаций с экспертами эти запросы были основательно изучены. Начиная с детей, у которых захватывает дух от серии «Тольятти — родина единорогов», посвященной обитанию в наших краях вымерших миллионы лет назад эласмотериев. Или линейки с названием «Чувствуй город» — взгляд молодого дизайнера на то, как за монотонностью бетонных коробок открываются интересные визуальные объекты городской среды. Если же говорить о серии «Жигулевское море», то она родилась после консультаций с представителями туристического бизнеса. Мы сами удивляемся количеству свежих идей и перспектив.

Алена Назарова. Линейка сувениров «Чувствуй город». Блокнот. Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
Алена Назарова. Линейка сувениров «Чувствуй город». Блокнот.
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина

Сувениры из новых линеек пока представлены небольшим тиражом, музей рассматривает предложения по производству.

Пристрастились к бутылке. И это хорошо!

Вход на территорию музея-заповедника со своей стеклянной тарой приветствуется — при условии, что вы сдадите ее в специальный контейнер. Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Остров-град Свияжск» — один из самых посещаемых туристами объектов в Республике Татарстан, и проблема переработки мусора здесь стоит весьма остро. В музее к ней подошли творчески, решив превращать стеклянные бутылки в сувениры и произведения искусства. Так родился проект «Лезем в бутылку» — стеклодувная мастерская на острове-граде Свияжск.

В музее-заповеднике «Остров-град Свияжск» решили превращать стеклянные бутылки в сувениры и произведения искусства.  Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
В музее-заповеднике «Остров-град Свияжск» решили превращать стеклянные бутылки в сувениры и произведения искусства.
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина

С помощью гранта Благотворительного фонда Владимира Потанина музей-заповедник организовал сбор стекла, закупил в Санкт-Петербурге две печи — гутную и муфельную — и обучил навыкам профессии стеклодува двух добровольцев. Александра Смирнова к тому моменту уже умела работать со стеклом, но в технике лэмпворк, с помощью газовой горелки, а вот Марату Прошкину пришлось начинать с нуля. Кстати, Марат Прошкин работает заместителем директора музея-заповедника по информационным технологиям.

Торжество новой жизни

Хотя зоопарки не слишком похожи на музеи, никто не запрещает им участвовать в грантовом конкурсе «Креативный музей». А побеждать — тем более. «Новая жизнь старых вещей» — название проекта, запущенного Калининградским зоопарком, чтобы поддержать местных представителей творческих индустрий, популяризировать экологическую повестку и напомнить о миссии зоопарка — сохранение биоразнообразия на Земле.

«Новая жизнь старых вещей» — название проекта, запущенного Калининградским зоопарком, чтобы поддержать местных представителей творческих индустрий. Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
«Новая жизнь старых вещей» — название проекта, запущенного Калининградским зоопарком, чтобы поддержать местных представителей творческих индустрий.
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина

Двадцать мастеров, прошедших конкурсный отбор, изготовили для зоопарка авторскую сувенирную продукцию из экологичных материалов. В ходе творческих мастерских участники набирались опыта на лекциях и встречах с ведущими дизайнерами и маркетологами. Разбирались успешные кейсы производства сувенирной продукции — шла настоящая учеба. Новый «мерч» представили на первом «Зеленом фестивале», который проходил в зоопарке 27 июля. Сувенирная продукция из переработанных материалов идеально вписалась в формат фестиваля для детей и взрослых, который теперь будет проводиться ежегодно.

Пластик в доме Сурикова

Несмотря на аномальную жару, царившую в конце июня в Красноярске, в Музее-усадьбе В.И.Сурикова с успехом прошел первый усадебный экофестиваль «Натура культуры». На нем были представлены арт-объекты из переработанного пластика: инсталляции, лавочки, светильник, окно-зеркало, мозаики из собранных пластиковых флаконов, крышек, пакетов.

Сотрудники музея пришли к идее проекта «Экодизайнерское бюро „ПластикА“». Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
Сотрудники музея пришли к идее проекта «Экодизайнерское бюро „ПластикА“».
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина

Задумавшись о красоте и творческих возможностях этого материала, сотрудники музея пришли к идее проекта «Экодизайнерское бюро „ПластикА“»: интерпретировать коллекцию музея в современные дизайнерские арт-высказывания через принципы экокультуры и переработки пластиковых отходов. Креативным партнером выступило местное творческое объединение «Экодизайн Хаб», а основными резидентами бюро — студенты направления «промышленный дизайн» Института архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета. Источником вдохновения для молодых художников стали биография Василия Сурикова и мотивы его произведений.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+