18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Старые мастерицы: художницы пользовались спросом и в прошлом

Элизабетта Сирани. «Крещение Христа». 1658. Этюд. Фото: Michel Urtado/GrandPalaisRmn (musée du Louvre)
Элизабетта Сирани. «Крещение Христа». 1658. Этюд.
Фото: Michel Urtado/GrandPalaisRmn (musée du Louvre)
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

В документах парижских аукционов до 1850 года обнаружились поразительные параллели с современным арт-рынком: среди художниц выделялись суперзвезды, а основными покупателями были мужчины

Спрос на работы художниц прошлого продолжает расти. В 2021 году Sotheby’s начал проводить ежегодные тематические торги под названием «Женщины-художники». На первых же было продано 82% лотов, а восемь работ ушли по цене, по меньшей мере втрое превысившей верхний эстимейт (с учетом комиссии).

Многие увидели в этом торжество справедливости после столетий неравенства и пренебрежения. Однако аукционные результаты прошлых веков опровергают это представление. Данные о 500 транзакциях, зафиксированные в Указателе провенанса Гетти, демонстрируют, что в действительности работы художников-женщин занимали прочную нишу в аукционном секторе в период между 1700 годом, когда Париж вытеснил Амстердам с позиции столицы европейской торговли, и 1850 годом, от которого многие ученые отсчитывают историю модернизма. В целом анализ данных показывает, что нынешнее оживление на рынке старых мастериц в ряде отношений до странности напоминает ситуацию в Париже XVIII–XIX веков.

Суперзвезды прошлого

Из 50 художниц, чьи работы продавались на парижском арт-рынке в период между 1700 и 1850 годами, 60% были француженками, 20% — представительницами северной школы (немки, фламандки, голландки), 10% из Италии, а еще 10% из Британии, Швейцарии и не­установленных стран. Аукционная документация демонстрирует, что эта ниша арт-рынка носила международный характер уже несколько столетий назад.

Кроме того, неожиданно выяснилось, что основная доля этой ниши приходилась на современное искусство: из 50 упомянутых художниц лишь 8 (16%) к моменту продажи уже не создавали новых работ. (Некоторые из них пользуются большим спросом и сегодня, в первую очередь Артемизия Джентилески, Гезина Терборх и Элизабетта Сирани.) Это означает, что 41 из этих 50 (82%) была на то время актуальным автором (одну художницу, Марию Сибиллу Мериан, нельзя отнести ни к одной из двух категорий: она умерла в 1717 году, за четыре десятилетия до первой продажи ее работы на аукционе). Из этих «современных художниц» семерых в каталогах удостаивали лестными титулами вроде «знаменитая женщина» или «выдающаяся женщина», что свидетельствует о том, что в Париже уже в XVIII веке существовало такое явление, как женщина — суперзвезда современного искусства. Как мы увидим ниже, среди них некоторые остались в звездном статусе и сегодня.

Мария Сибилла Мериан. «Цветочный натюрморт в китайской вазе». Около 1670-1680.  Фото: BPK/Kupferstichkabinett, SMB/Jörg P. Anders
Мария Сибилла Мериан. «Цветочный натюрморт в китайской вазе». Около 1670-1680.
Фото: BPK/Kupferstichkabinett, SMB/Jörg P. Anders

Как и на современном арт-рынке, подавляющее большинство проданных на парижских аукционах с 1700 по 1850 год произведений художниц были созданы небольшой группой суперзвезд. Всего 8 женщин обеспечили 70% аукционных продаж в этой категории, и на каждую пришлось по меньшей мере 20 проданных лотов.

Элизабетта Сирани (42 лота), единственная из восьмерки суперзвезд, умерла до исследуемого периода (в 1665 году), для покупателей во Франции XVIII–XIX столетий она была уже «классиком». Остальные семеро продолжали создавать новые произведения, пока покупатели на аукционах боролись за их более ранние работы. В их числе были и француженки Маргерит Жерар (31 лот), Анна Валайе-Костер (30), Элизабет Виже-Лебрен (24) и Жанна Филиберта Леду (23), и художницы из других стран: Розальба Каррьера (121), Рашель Рюйш (42), Барбара Регина Дицш (38; впрочем, ее работы трудно отличить от произведений ее сестры Маргареты Барбары Дицш).

Самыми активными покупателями были мужчины. Пятерку лидеров составляли французские дилеры и аукционисты, каждый из которых почти наверняка в ряде случаев совершал покупку не для себя, а для кого-то из клиентов. Значительную часть их приобретений составляют работы упомянутых выше супер­звезд. Так, пастельные портреты Каррьеры произвели фурор по всей Европе после ее триумфальных поездок в Париж к своим покровителям в 1720-х годах, а художественное мастерство Сирани возвел в канон еще искусствовед XVII века Карло Чезаре Мальвазия. Дилеры также нередко приобретали работы женщин, сделавших себе имя благодаря Салонам, в том числе Валайе-Костер, Виже-Лебрен и Мари-Дениз Вильер.

Темная сторона спроса

Печальный факт: спрос на работы многих художниц был вовсе не связан с их собственным творчеством. Около трети произведений, приобретенных пятью названными выше дилерами, были напрямую связаны с художниками-мужчинами. Ушедшие с молотка работы Антуанетты Эро все до единой были копиями произведений знаменитых итальянцев Рафаэля, Гвидо Рени и Франческо Альбани. Картина некой «мадемуазель Годон» описывается в одном из аукционных каталогов как произведение в стиле Жан-Батиста Сантерра. А картины Леду и Женевьеры Бросар де Болье, которые приобретали упомянутые дилеры, недвусмысленно связывались в описаниях лотов с именем их учителя Жан-Батиста Грёза.

Розальба Каррьера. «Девушка с цветами. Аллегория весны». Около 1730–1740. Фото: ??
Розальба Каррьера. «Девушка с цветами. Аллегория весны». Около 1730–1740.
Фото: ??

Эти данные согласуются с теми путями, которыми женщины прошлого становились художницами: либо через брак, либо через какие-то иные родственные связи с художниками-мужчинами. Наиболее широко известен анализ этого явления, представленный в искусствоведческом эссе Линды Нохлин 1971 года «Почему не было великих художниц?».

Сходная картина прослеживается и среди основных продавцов созданных женщинами лотов. Если не считать профессиональных дилеров, значительную часть тех, кто чаще всего выставлял такие произведения на аукцион, составляли люди, связанные с их создательницами личными связями. Так, немецкий художник Иоганн Антон де Петерс выставил на аукцион восемь работ своей невестки Мари де Вильбрюн, шесть из которых были проданы. Коллекционер Блондель д’Азенкур, покровитель художника Франсуа Буше, выставил на аукцион шесть произведений его жены, Мари-Жанны Буше, все из которых нашли покупателей.

Анализ аукционных результатов не дает полного представления о сложно устроенном рынке искусства того периода. Тем не менее в закономерностях, которые удалось проследить, уже угадываются такие тенденции, как интернациональный характер и экономика суперзвезд, отличающие сегодняшний рынок как современных художниц, так и их предшественниц из прошлого. 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+