18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Моне в Лондоне: второй раз в ту же реку

Клод Моне. «Мост Ватерлоо. Пасмурная погода». 1900. Фото: Museum of Fine Arts, St. Petersburg, Florida
Клод Моне. «Мост Ватерлоо. Пасмурная погода». 1900.
Фото: Museum of Fine Arts, St. Petersburg, Florida
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Лондонский цикл Клода Моне собран в том виде, в каком его хотел видеть автор 120 лет назад — с изображениями Темзы, ее мостов и набережных

Галерея Курто впервые объединила значительное число полотен Клода Моне (1840–1926), составляющих его лондонский цикл. В 1905 году художник и сам планировал организовать в Лондоне показ этих произведений, но помешал успех выставки в Париже годом раньше: Моне продал на ней 24 картины и позже не смог получить во временное пользование достаточное количество работ. В его распоряжении оставались виды Темзы, но художник, известный своим перфекционизмом, решил их доработать и отложил лондонскую выставку. В итоге она так и не состоялась.

«Наша задача заключается в том, чтобы реконструировать для посетителей атмосферу, которую планировал создать Моне», — рассказывает куратор выставки Карен Серрес. Ей удалось сделать то, что не удалось автору: она получила во временное пользование 18 полотен с той самой выставки в Париже и еще три картины из государственных коллекций Великобритании и Швейцарии. Вышла экспозиция, настолько близкая к исполнению мечты Моне 120-летней давности, насколько это в принципе возможно.

Благодаря выставке британская публика имеет возможность составить представление об отношениях Моне с их столицей. Художника зачаровывала игра света в знаменитом лондонском тумане, который он впервые увидел в 1870 году, когда пересек Ла-Манш, скрываясь от призыва во французскую армию. На детальных эскизах, созданных Моне в ходе трех последующих визитов в период с 1899 по 1901 год, небо, река и архитектура сливаются в единое аморфное пространство. По словам Серрес, эти работы подготовили почву для новаторских картин Моне с лилиями и закрепили за ним репутацию крупнейшего художника Франции своего времени.

Клод Моне. «Парламент. Эффект тумана». 1904. Фото: Museum of Fine Arts, St. Petersburg, Florida
Клод Моне. «Парламент. Эффект тумана». 1904.
Фото: Museum of Fine Arts, St. Petersburg, Florida

Изображая городские набережные, Моне ориентировался и на других выдающихся мастеров, писавших Темзу, таких как Джеймс Уистлер и, конечно, Уильям Тёрнер. «Немного странно, но он отрицал это, — говорит Серрес. — Возможно, ему хотелось придать своему проекту как можно больше оригинальности. Но нет никаких сомнений в том, что Тёрнер оказал глубокое влияние на его работы».

Известно, что Моне был англофилом, но Лондон восхищал его еще и устремленностью в будущее. Работая, как обычно, сериями, за время пребывания в городе он изобразил всего три сюжета: заводские трубы Саутбэнка, парламент и мост Чаринг-Кросс с дымом поездов, едущих по нему, — все три расположены вдоль Темзы. Моне изобразил их ровно так, как увидел: сквозь пелену тумана.

Посетители выставки могут оценить точность восприятия Моне благодаря тому, что многие из этих картин были начаты либо всего в 300 м от галереи, в импровизированной мастерской в номере отеля «Савой», либо около больницы Святого Фомы, что ровно напротив галереи на другом берегу Темзы. Приуроченная к 150-летию первой выставки импрессионистов в Париже, экспозиция «Моне и Лондон» дает редкую возможность оценить роль британской столицы в творческой судьбе ведущего представителя этого направления.

Галерея Курто
«Моне и Лондон. Виды Темзы»
До 19 января

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+