18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Моне в Лондоне: второй раз в ту же реку

Клод Моне. «Мост Ватерлоо. Пасмурная погода». 1900. Фото: Museum of Fine Arts, St. Petersburg, Florida
Клод Моне. «Мост Ватерлоо. Пасмурная погода». 1900.
Фото: Museum of Fine Arts, St. Petersburg, Florida
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Лондонский цикл Клода Моне собран в том виде, в каком его хотел видеть автор 120 лет назад — с изображениями Темзы, ее мостов и набережных

Галерея Курто впервые объединила значительное число полотен Клода Моне (1840–1926), составляющих его лондонский цикл. В 1905 году художник и сам планировал организовать в Лондоне показ этих произведений, но помешал успех выставки в Париже годом раньше: Моне продал на ней 24 картины и позже не смог получить во временное пользование достаточное количество работ. В его распоряжении оставались виды Темзы, но художник, известный своим перфекционизмом, решил их доработать и отложил лондонскую выставку. В итоге она так и не состоялась.

«Наша задача заключается в том, чтобы реконструировать для посетителей атмосферу, которую планировал создать Моне», — рассказывает куратор выставки Карен Серрес. Ей удалось сделать то, что не удалось автору: она получила во временное пользование 18 полотен с той самой выставки в Париже и еще три картины из государственных коллекций Великобритании и Швейцарии. Вышла экспозиция, настолько близкая к исполнению мечты Моне 120-летней давности, насколько это в принципе возможно.

Благодаря выставке британская публика имеет возможность составить представление об отношениях Моне с их столицей. Художника зачаровывала игра света в знаменитом лондонском тумане, который он впервые увидел в 1870 году, когда пересек Ла-Манш, скрываясь от призыва во французскую армию. На детальных эскизах, созданных Моне в ходе трех последующих визитов в период с 1899 по 1901 год, небо, река и архитектура сливаются в единое аморфное пространство. По словам Серрес, эти работы подготовили почву для новаторских картин Моне с лилиями и закрепили за ним репутацию крупнейшего художника Франции своего времени.

Клод Моне. «Парламент. Эффект тумана». 1904. Фото: Museum of Fine Arts, St. Petersburg, Florida
Клод Моне. «Парламент. Эффект тумана». 1904.
Фото: Museum of Fine Arts, St. Petersburg, Florida

Изображая городские набережные, Моне ориентировался и на других выдающихся мастеров, писавших Темзу, таких как Джеймс Уистлер и, конечно, Уильям Тёрнер. «Немного странно, но он отрицал это, — говорит Серрес. — Возможно, ему хотелось придать своему проекту как можно больше оригинальности. Но нет никаких сомнений в том, что Тёрнер оказал глубокое влияние на его работы».

Известно, что Моне был англофилом, но Лондон восхищал его еще и устремленностью в будущее. Работая, как обычно, сериями, за время пребывания в городе он изобразил всего три сюжета: заводские трубы Саутбэнка, парламент и мост Чаринг-Кросс с дымом поездов, едущих по нему, — все три расположены вдоль Темзы. Моне изобразил их ровно так, как увидел: сквозь пелену тумана.

Посетители выставки могут оценить точность восприятия Моне благодаря тому, что многие из этих картин были начаты либо всего в 300 м от галереи, в импровизированной мастерской в номере отеля «Савой», либо около больницы Святого Фомы, что ровно напротив галереи на другом берегу Темзы. Приуроченная к 150-летию первой выставки импрессионистов в Париже, экспозиция «Моне и Лондон» дает редкую возможность оценить роль британской столицы в творческой судьбе ведущего представителя этого направления.

Галерея Курто
«Моне и Лондон. Виды Темзы»
До 19 января

Самое читаемое:
1
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
2
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
3
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
Выставка «Адепты красного» посвящена сравнению двух живописцев рубежа XIX–XX веков — Абрама Архипова и Филиппа Малявина, которые запомнились множеством ярко-красных сарафанов. Проект зримо доказывает, что это очень разные авторы
23.10.2024
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
4
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
5
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
6
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
7
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+