18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

В Центре AZ/ART проводят второе подряд исследование на тему визуализации звука

Григорий Майофис. «Чайковский». 2011–2024. Фото: Музей AZ
Григорий Майофис. «Чайковский». 2011–2024.
Фото: Музей AZ
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Выставка «Третье ухо» обыгрывает название сложного органа, который отвечает у нас не только за восприятие звука, но и за равновесие и ориентацию в пространстве. Куратор Александр Дашевский раскрывает многообещающие метафоры сполна

Музицирующие медведи, танцующие грибы, смеющиеся чучела гиен — похоже на иллюстрации к стихам Корнея Чуковского, но это визуальный ряд выставки «Третье ухо». Куратор проекта Александр Дашевский называет ее выставкой-фантасмагорией, а одна из титульных работ авторства Андрея Рудьева озаглавлена «Что-то пошло не так, но мы продолжаем улыбаться».

В экспозиции представлены работы как современных художников, так и классиков советского нонконформизма из коллекции Музея AZ и частных собраний. При всем разнообразии медиумов, техник и художников они все объединены одной темой: это исследование способов визуализации музыки, начатое в Центре современного искусства AZ/ART летом, на первой выставке «Неочевидные пересечения».

Андрей Рудьев. «Что-то пошло не так, но мы продолжаем улыбаться». 2022. Фото: Музей AZ
Андрей Рудьев. «Что-то пошло не так, но мы продолжаем улыбаться». 2022.
Фото: Музей AZ

В медицине третье, или внутреннее, ухо — сложный орган, отвечающий не только за восприятие звука, но и за равновесие и ориентацию в пространстве. Из-за замысловатого строения его еще называют лабиринтом. Так и куратор предлагает зрителю отправиться в путешествие от источника звука к мозгу через внешний слуховой проход, барабанную перепонку и нерв улитки.

Многие художники обратились к вновь модному винилу. Например, можно послушать две пластинки Кати Исаевой, созданные специально для выставки. «Утренний хор» — это сборник голосов птиц, вымерших за последние 100 лет. «Звуки Тайваня» — микс полевых записей, собранных Катей Исаевой в поездке, где в одну мелодию объединяются шум мусоросборочной машины, подъезжающего поезда метро и просто уличный гул.

Также с винилом связаны две инсталляции известного петербургского некрореалиста, мистика и страстного коллекционера пластинок Владимира Кустова. Одна из них посвящена «проклятию девятой симфонии» — легенде, по которой композитор, ее написавший, вскоре умирает. Первым, на кого пало проклятие, был Людвиг ван Бетховен; биографии Антона Брукнера, Густава Малера и Альфреда Шнитке как будто служат подтверждением теории.

Федор Хиросигэ. Тарелка «Дневник танцовщицы. Среда». 2023. Фото: Музей AZ
Федор Хиросигэ. Тарелка «Дневник танцовщицы. Среда». 2023.
Фото: Музей AZ

Особое место в экспозиции занимают аудиовизуальные инсталляции. Например, Женя Шарвина, часто использующая в художественных практиках сюрреалистические образы, представила пространственную проекцию — движение абстрактных форм, чем-то напоминающих проплавленные в кинопленке дыры. Впрочем, по словам самой художницы, видео в данном случае второстепенно, а основной смысл несет аудиокомпозиция — смешение звуков эпохи меломанства, радиоголосов, «бытовухи». Автор надеется, что люди, выросшие в атмосфере коммунальных квартир, услышат и узнают родные, ностальгические звуки.

В экспозиции есть работы Федора Хиросигэ, известного своими внезапными перформативными появлениями на публике в образе человека-гриба. Обычно автор работает в технике выжигания по дереву — пирографии, но на выставке представлена керамика.

Трудно не заметить трехметровую работу Григория Майофиса «Чайковский» с изображением медведя в натуральную величину, играющего на рояле. Художник использует приемы викторианской постановочной фотографии и работает в технике фотопечати бромойль, которую любили пикториалисты начала XX века.

Андрей Рудьев. Bowie. 2008.  Фото: Музей AZ
Андрей Рудьев. Bowie. 2008.
Фото: Музей AZ

Петербургский художник Андрей Рудьев представил целых 19 холстов, более похожих на коллажи, чем на живопись. Картины посвящены кумирам 1980–1990‑х годов: группам Kiss, The Beatles, The Doors, Дэвиду Боуи и пионерам электронной музыки Kraftwerk.

В экспозицию также включена лирическая абстракция члена Лианозовской группы Владимира Немухина «Посвящение Баху». Анализируя картину, искусствовед Андрей Ерофеев отмечал: «Название… по-видимому, указывает на аналогию барочной фуги с динамичной гармонией живого, не потревоженного человеком леса».

Центр современного искусства AZ/ART
«Третье ухо»
До 4 ноября

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+