18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Винсент ван Гог предстает в Лондоне в «менее знакомом образе»

Винсент ван Гог. «Звездная ночь над Роной». 1888. Фото: Patrice Schmidt/Musée d'Orsay/RMN-Grand Palais
Винсент ван Гог. «Звездная ночь над Роной». 1888.
Фото: Patrice Schmidt/Musée d'Orsay/RMN-Grand Palais
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Выставка «Поэты и любовники» в Национальной галерее в Лондоне рассказывает о тех двух годах, которые ван Гог прожил в Провансе, и объединяет произведения в неожиданные группы

Лондонская Национальная галерея отмечает 200-летний юбилей первой в своей истории выставкой, посвященной творчеству Винсента ван Гога. Кроме того, в этом году исполняется 100 лет с момента приобретения «Подсолнухов» (1888) — самой популярной картины художника в коллекции музея.

Выставка рассказывает о 27 месяцах, которые ван Гог прожил в Провансе в 1888–1890 годах: сперва в Арле, в том числе в знаменитом Желтом доме, а затем, после того как он повредил себе ухо, в больнице для душевнобольных под Сен-Реми-де-Прованс. Здесь, а также в Овер-сюр-Уаз, где художник провел последние несколько недель жизни, он создал свои самые великие произведения.

Винсент ван Гог. «Портрет Эжена Боша». 1888. Фото: Musée d'Orsay
Винсент ван Гог. «Портрет Эжена Боша». 1888.
Фото: Musée d'Orsay

Широко известно, что получить работы ван Гога во временное пользование непросто, но Национальной галерее это удалось. Всего в экспозиции представлено 47 картин и 13 рисунков, в том числе такие известнейшие произведения, как «Желтый дом» (1888), предоставленный Музеем ван Гога в Амстердаме, и «Спальня» (1889) из собрания Чикагского института искусств. Среди полотен из частных коллекций — вид на набережную Роны «Мост Транкетай» (1888) из собрания бывшего владельца американской империи казино Стива Винна.

Хотя сама по себе идея посвятить выставку ван Гогу не то чтобы свежа, выбранная Национальной галереей тема — «поэты и любовники» — станет, вероятно, для многих сюрпризом. На самом деле это прямая отсылка к названиям, которые художник дал портретам двух своих арльских моделей: «Поэт» («Портрет Эжена Боша») (1888) и «Любовник» («Портрет лейтенанта Милье») (1888). Первый предоставлен Музеем Орсе, второй прибыл из Нидерландов, из Музея Крёллер-Мюллер в Оттерло. Ван Гог использовал слова «поэт» и «любовник» весьма своеобразно; тем интереснее увидеть, как кураторы трактуют эти темы в экспозиции.

Винсент ван Гог. «Любовник» («Портрет лейтенанта Милье»). 1888. Фото: Kröller-Müller Museum
Винсент ван Гог. «Любовник» («Портрет лейтенанта Милье»). 1888.
Фото: Kröller-Müller Museum

Еще одним лейтмотивом выставки стало объединение произведений в группы: живописные серии, панданы, игра контрастов как средство создания гармонии. По словам представителя Национальной галереи, художник предстает на выставке «в менее знакомом образе»: как действующий обдуманно человек с четкими намерениями и большими амбициями. 

Национальная галерея
«Ван Гог. Поэты и любовники»
До 19 января

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+