18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Нина Гомиашвили: «У любого текстильного произведения, как у Луны, две стороны»

Куратор выставки «Нити. Ткань современного искусства» Нина Гомиашвили.  Фото: ТАСС
Куратор выставки «Нити. Ткань современного искусства» Нина Гомиашвили.
Фото: ТАСС

В фонде Ruarts до 3 ноября продолжается выставка «Нити. Ткань современного искусства». Мы поговорили с куратором Ниной Гомиашвили об истории создания этого проекта и о том контексте, в котором он рождался

В последний год текстиль завоевывал музейное пространство во всем мире, от Москвы до Нью-Йорка. Как вы с проектом «Нити» оказались частью этого процесса?

Это удивительная история. Катрин Борисов, арт-директор фонда Ruarts, обратилась ко мне с идеей выставки летом 2023-го. Мы начали аккуратно, не спеша, собирать эту идею. И вдруг на моих глазах в течение года каким-то невероятным снежным комом стал расти интерес к текстильному искусству: и в Москве, и во всем мире — Венеции, Лондоне, Нью-Йорке — одна за другой открывались прекрасные, потрясающие выставки. Я за этим наблюдала с двояким чувством. С одной стороны, было интересно: мы находимся в тренде, а с другой — находиться в тренде — это последнее, к чему лично я стремлюсь. Но так уж получилось, что мы со своей выставкой оказались таким grand finale этой олимпиады текстильного искусства в Москве. Поставили не точку, а восклицательный знак.

Выставка «Нити. Ткань современного искусства» в фонде Ruarts.  Фото: Фонд Ruarts
Выставка «Нити. Ткань современного искусства» в фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

Все знают вас как эксперта по фотографии и куратора успешных фотовыставок. В «Нитях» вы погрузились в современное искусство. Как это случилось?

Да, предложение фонда Ruarts было для меня неожиданным, но уже вполне логичным, потому что в это время я как раз готовила выставку «Во имя промысла» во Всероссийском музее декоративного искусства, в которой вышла за рамки привычной сферы моих интересов. А с Ruarts я сотрудничала и раньше, и мне приятно, что фонд доверил воплотить замысел, который родился у них в стенах. Они с начала 2000-х собирают свою коллекцию, и в числе первых предметов были произведения текстильного искусства — работы Тимура Новикова. С тех пор за четверть века в фонде собралось какое-то количество текстильных предметов, и так возникла идея их сегодня показать, взяв за основу собственную коллекцию и устроив диалог с новыми произведениями современных авторов.

Выставка «Нити. Ткань современного искусства» в фонде Ruarts.  Фото: Фонд Ruarts
Выставка «Нити. Ткань современного искусства» в фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

Чем обусловлен ваш личный интерес к ткани?

Я, как, наверное, большинство девочек, обожаю тряпочки. Не в смысле на себя надевать, а в смысле их исследовать и собирать. И украшать ими свое пространство. Куда бы я ни ездила, оттуда со мной обязательно приезжает какая-нибудь чудесная «тряпка». Так сложилась довольно большая коллекция разных тканых предметов со всего мира. Это, к примеру, удивительные «тенун икаты» с острова Флорес в Индонезии или прекрасные грузинские тканые салфетки из отдаленных деревень. Текстура, орнамент — этот текстильный и вышиванческий микромир, нанесенный на любой предмет, меня совершенно сводит с ума. Можно часами разглядывать, и восхищаться, и искать там разные смыслы… Я это очень люблю.

Выставка «Нити. Ткань современного искусства» в фонде Ruarts.  Фото: Фонд Ruarts
Выставка «Нити. Ткань современного искусства» в фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

Расскажите о том, как эта выставка готовилась и как она устроена.

Как я уже сказала, в основе экспозиции — коллекция фонда Ruarts, дополненная работами совершенно разных молодых художников, продолжающих развивать рукотворные техники. У меня был гигантский лонг-лист — где-то 150 авторов. Но было достаточное количество времени, чтобы этот список уменьшился до 39 человек, причем как-то органично и естественно: одни люди уходили сами по себе, другие оставались — и в этом было отчасти какое-то волшебство. Половину из них я не знала, с кем-то разговаривала только по телефону, с кем-то только переписывалась — но остались лишь те, про которых с самого начала было ощущение какой-то близости по духу, пульсации в унисон.

Архитектура выставки получилась, на мой взгляд, очень сильной. Она рождалась в сотрудничестве с Анастасией Грицковой и ее коллегами из архитектурного бюро «Новое». Я очень хотела свободу и легкость в этой экспозиции и попросила, чтобы архитектурное решение минимально использовало стены. Хотелось вынести экспонаты по возможности в середину залов, чтобы была возможность бродить вокруг, видеть изнанки. Порой у текстильных работ изнанки куда более показательные, чем лицевая часть. У любого текстильного произведения, как у Луны, две стороны. Ну и конечно, я хотела, чтобы архитекторы прошили эту выставку каким-то единым сквозным решением. Когда Настя с коллегами принесла варианты, у меня не было никаких вопросов, на каком мы остановимся. Это очень элегантная и такая, знаете, японская минималистическая придумка с красными нитями. Они такие тонкие, что ты рядом с ними начинаешь вести себя более аккуратно и замедляешься. А это ровно то, чего я хотела достичь в экспозиции. Мне очень нужно, чтобы люди не бегали по залам. Основной смысл — замедлить посетителя, успокоить, включить сознание, чтобы заныривать каждый раз в эти удивительные ткани и путешествовать по совершенной многогранности и тонкости этих произведений.

Выставка «Нити. Ткань современного искусства» в фонде Ruarts.  Фото: Фонд Ruarts
Выставка «Нити. Ткань современного искусства» в фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

Осенью в проекте «Нити» продолжает действовать параллельная публичная программа, в рамках которой проходят артист-токи в лектории фонда Ruarts по адресу: Москва, Трубниковский пер., д. 6. Подробнее о программе артист-токов — на сайте фонда.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+