18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Нина Гомиашвили: «У любого текстильного произведения, как у Луны, две стороны»

Куратор выставки «Нити. Ткань современного искусства» Нина Гомиашвили.  Фото: ТАСС
Куратор выставки «Нити. Ткань современного искусства» Нина Гомиашвили.
Фото: ТАСС

В фонде Ruarts до 3 ноября продолжается выставка «Нити. Ткань современного искусства». Мы поговорили с куратором Ниной Гомиашвили об истории создания этого проекта и о том контексте, в котором он рождался

В последний год текстиль завоевывал музейное пространство во всем мире, от Москвы до Нью-Йорка. Как вы с проектом «Нити» оказались частью этого процесса?

Это удивительная история. Катрин Борисов, арт-директор фонда Ruarts, обратилась ко мне с идеей выставки летом 2023-го. Мы начали аккуратно, не спеша, собирать эту идею. И вдруг на моих глазах в течение года каким-то невероятным снежным комом стал расти интерес к текстильному искусству: и в Москве, и во всем мире — Венеции, Лондоне, Нью-Йорке — одна за другой открывались прекрасные, потрясающие выставки. Я за этим наблюдала с двояким чувством. С одной стороны, было интересно: мы находимся в тренде, а с другой — находиться в тренде — это последнее, к чему лично я стремлюсь. Но так уж получилось, что мы со своей выставкой оказались таким grand finale этой олимпиады текстильного искусства в Москве. Поставили не точку, а восклицательный знак.

Выставка «Нити. Ткань современного искусства» в фонде Ruarts.  Фото: Фонд Ruarts
Выставка «Нити. Ткань современного искусства» в фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

Все знают вас как эксперта по фотографии и куратора успешных фотовыставок. В «Нитях» вы погрузились в современное искусство. Как это случилось?

Да, предложение фонда Ruarts было для меня неожиданным, но уже вполне логичным, потому что в это время я как раз готовила выставку «Во имя промысла» во Всероссийском музее декоративного искусства, в которой вышла за рамки привычной сферы моих интересов. А с Ruarts я сотрудничала и раньше, и мне приятно, что фонд доверил воплотить замысел, который родился у них в стенах. Они с начала 2000-х собирают свою коллекцию, и в числе первых предметов были произведения текстильного искусства — работы Тимура Новикова. С тех пор за четверть века в фонде собралось какое-то количество текстильных предметов, и так возникла идея их сегодня показать, взяв за основу собственную коллекцию и устроив диалог с новыми произведениями современных авторов.

Выставка «Нити. Ткань современного искусства» в фонде Ruarts.  Фото: Фонд Ruarts
Выставка «Нити. Ткань современного искусства» в фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

Чем обусловлен ваш личный интерес к ткани?

Я, как, наверное, большинство девочек, обожаю тряпочки. Не в смысле на себя надевать, а в смысле их исследовать и собирать. И украшать ими свое пространство. Куда бы я ни ездила, оттуда со мной обязательно приезжает какая-нибудь чудесная «тряпка». Так сложилась довольно большая коллекция разных тканых предметов со всего мира. Это, к примеру, удивительные «тенун икаты» с острова Флорес в Индонезии или прекрасные грузинские тканые салфетки из отдаленных деревень. Текстура, орнамент — этот текстильный и вышиванческий микромир, нанесенный на любой предмет, меня совершенно сводит с ума. Можно часами разглядывать, и восхищаться, и искать там разные смыслы… Я это очень люблю.

Выставка «Нити. Ткань современного искусства» в фонде Ruarts.  Фото: Фонд Ruarts
Выставка «Нити. Ткань современного искусства» в фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

Расскажите о том, как эта выставка готовилась и как она устроена.

Как я уже сказала, в основе экспозиции — коллекция фонда Ruarts, дополненная работами совершенно разных молодых художников, продолжающих развивать рукотворные техники. У меня был гигантский лонг-лист — где-то 150 авторов. Но было достаточное количество времени, чтобы этот список уменьшился до 39 человек, причем как-то органично и естественно: одни люди уходили сами по себе, другие оставались — и в этом было отчасти какое-то волшебство. Половину из них я не знала, с кем-то разговаривала только по телефону, с кем-то только переписывалась — но остались лишь те, про которых с самого начала было ощущение какой-то близости по духу, пульсации в унисон.

Архитектура выставки получилась, на мой взгляд, очень сильной. Она рождалась в сотрудничестве с Анастасией Грицковой и ее коллегами из архитектурного бюро «Новое». Я очень хотела свободу и легкость в этой экспозиции и попросила, чтобы архитектурное решение минимально использовало стены. Хотелось вынести экспонаты по возможности в середину залов, чтобы была возможность бродить вокруг, видеть изнанки. Порой у текстильных работ изнанки куда более показательные, чем лицевая часть. У любого текстильного произведения, как у Луны, две стороны. Ну и конечно, я хотела, чтобы архитекторы прошили эту выставку каким-то единым сквозным решением. Когда Настя с коллегами принесла варианты, у меня не было никаких вопросов, на каком мы остановимся. Это очень элегантная и такая, знаете, японская минималистическая придумка с красными нитями. Они такие тонкие, что ты рядом с ними начинаешь вести себя более аккуратно и замедляешься. А это ровно то, чего я хотела достичь в экспозиции. Мне очень нужно, чтобы люди не бегали по залам. Основной смысл — замедлить посетителя, успокоить, включить сознание, чтобы заныривать каждый раз в эти удивительные ткани и путешествовать по совершенной многогранности и тонкости этих произведений.

Выставка «Нити. Ткань современного искусства» в фонде Ruarts.  Фото: Фонд Ruarts
Выставка «Нити. Ткань современного искусства» в фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

Осенью в проекте «Нити» продолжает действовать параллельная публичная программа, в рамках которой проходят артист-токи в лектории фонда Ruarts по адресу: Москва, Трубниковский пер., д. 6. Подробнее о программе артист-токов — на сайте фонда.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+