18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Изба на Масловке — лубяная или все-таки ледяная?

Млада Финогенова. «Cентябрь в Москве. (Верхняя Масловка)». 1977. Фото: maslovka.org
Млада Финогенова. «Cентябрь в Москве. (Верхняя Масловка)». 1977.
Фото: maslovka.org
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Последняя деревянная дача Петровского парка вновь выставлена на торги. Градозащитники обеспокоены перспективой сноса старинного здания, которое так и не удостоилось статуса объекта культурного наследия

Инвестиционный портал Москвы разместил объявление о приеме заявок на приобретение двухэтажного бревенчатого здания площадью 571,2 кв. м, расположенного по адресу: улица Верхняя Масловка, 18. Назначение — свободное, начальная цена 50,046 млн руб. Торги должны состояться 10 октября.

Это не первая попытка городских властей сбыть с рук указанное строение. Еще в 2021 году старинный дом был выставлен на продажу на сайте ЦИАН за 10,5 млн руб., но никакой сделки тогда не состоялось. В апреле 2024 года были назначены торги по тому же поводу, с начальной ценой уже в 50 млн руб., однако их признали несостоявшимися. И вот еще один раунд.

Происходящее вокруг этого дома, за которым закрепилось неофициальное название «изба на Масловке», давно беспокоит градозащитную и просто неравнодушную общественность. Все дело в исторической и культурной ценности деревянного здания, которое в 1906 году по заказу конезаводчика Николая Малютина было возведено для его гражданской жены Анны Гильбих. В то время на территории Петровского парка продолжалось начатое еще в XIX веке активное дачное строительство, и особняк Анны Гильбих удачно вписался в респектабельную окружающую среду. В результате позднейшей городской застройки от дачной идиллии почти не осталось следов, так что «изба на Масловке», пусть и утратившая первоначальный декор, служит единственным архитектурным напоминанием об этой странице истории района. Чем не повод присвоить зданию статус объекта культурного наследия?

Деревянный дом на Верхней Масловке (бывший дом Анны Гильбих).  Фото: Wikimedia Commons
Деревянный дом на Верхней Масловке (бывший дом Анны Гильбих).
Фото: Wikimedia Commons

Тем не менее все инициативы такого рода были под разными предлогами отклонены. Не получило поддержки в столичном Департаменте культуры и предложение устроить здесь музей местной истории — хоть автономный, хоть в составе Музея Москвы. Иначе говоря, «изба на Масловке» остается без охранного статуса и без перспектив музеефикации.

Состояние дома между тем внушает опасения. После революции в нем размещалось коммунальное жилье, в 1970-х здание передали заводу «Художественная гравюра», а с конца 1990-х до 2019 года помещения арендовал у города Центр ремесел, теперь уже ликвидированный. В последнее время дом никак не используется, хозяйского присмотра за ним нет. Да и в любом случае старинное деревянное строение наверняка нуждается в реставрации. Вернее, нуждалось бы, если пытаться его сохранить. Градозащитники совершенно не уверены в наличии у кого-то подобной цели.

«Нет никакой гарантии, если здание не имеет охранного статуса, что его просто не уничтожат — даже безо всякого проекта, просто на праве собственности по прецеденту», — говорил координатор общественного движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин в комментарии для радио Business FM еще три года назад, после первых шагов по продаже дома. Формальный статус «избы на Масловке» с тех пор не изменился, а значит, и угрозы все те же. Разве что покупателем вдруг окажется состоятельный филантроп, который себе в убыток займется восстановлением незарегистрированного памятника — просто из любви к московской старине. Но вообще-то такая стратегия не пользуется большой популярностью среди девелоперов.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+