18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»

Зельфира Трегулова. Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея
Зельфира Трегулова.
Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея

В «ГЭС-2» идет выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Мы поговорили с ее приглашенным сокуратором Зельфирой Трегуловой о том, как складывался этот сложносоставной рассказ об идее, что двигает русский гений

Два взгляда в бесконечность

Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2» удивительная по набору вещей. Как вы умудрились все их собрать и привезти? Что сложнее всего было достать?

Прицельная работа над выставкой шла полтора года. Ко мне обратились из «ГЭС-2» с предложением стать сокуратором выставки вместе с Франческо Бонами. Проект про XX век позволил и ему, и мне реализовать несколько идей фикс, которые мы долго вынашивали. Для этого нужны были работы высочайшего уровня, которые сами по себе несут мощное послание. Мы сознательно вынесли все описания в брошюры и в каталог, где, помимо голоса кураторов, есть еще голоса художников, чьи работы представлены на выставке, а также лучшие тексты отечественных и зарубежных искусствоведов, писавших о ХХ веке. Возвращаясь к вопросу — это было действительно непросто. Но самое сложное — все-таки придумать, как ты ведешь рассказ и из чего должна состоять выставка. Понять, что ты хочешь сказать и как. Какие произведения это выразят наиболее отчетливо, ярко, понятно и при этом не примитивно. Уже после шла огромная работа по переговорам со всеми потенциальными участниками выставки, в первую очередь с Третьяковской галереей и коллегами из Русского музея. Мы хотели получить из коллекции Музея Людвига вещи западноевропейских и американских художников, а это половина их постоянной экспозиции в Мраморном дворце. Из Пушкинского музея удалось получить «Портрет Амбруаза Воллара» — это была идея фикс моего визави Франческо Бонами. У меня бы смелости не хватило замахнуться на такого Пикассо. Тем более, я хорошо знаю сложную историю выдачи этого произведения.

Дмитрий Пригов. «Квадрат Малевича». Экспозиция выставки «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 2024.  Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Дмитрий Пригов. «Квадрат Малевича». Экспозиция выставки «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 2024.
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»

Кстати, когда портрет в последний раз покидал стены ГМИИ?

Не так давно ездил на выставку собрания Морозовых в Фонд Louis Vuitton. Это придавало куража его просить. Раз картина выезжала, значит, состояние сохранности позволяет ее транспортировать. Какие-то работы, в возможности выдачи которых музеи-владельцы сомневались, реставрировались специально к этой выставке. Например, потрясающая композиция «Компас» Софьи Дымшиц-Толстой из Самарского художественного музея. Это один из первых примеров ассамбляжа, где, помимо краски, есть и веревка, и песок, и мелкие камешки. Замечательно, что для этой работы были изготовлены специальный короб и рама с антибликовым стеклом, и теперь она будет совершенно по-иному выглядеть в экспозиции самарского музея, куда вернется после выставки.

Было очень сложно получить произведения Ольги Розановой. Потому что недавно в том же пространстве проходила выставка этой художницы, потом была ее ретроспектива, организованная Русским музеем. Но нашу выставку невозможно было себе представить без работ Розановой, даже после сенсационности предыдущего проекта и его главного героя — «Зеленой полосы». Мы счастливы, что коллеги из Нижнего Новгорода и Самары дали три работы Ольги Розановой, они играют принципиальную роль.

Экспозиция выставки «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 2024.  Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Экспозиция выставки «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 2024.
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»

Особая благодарность и Третьяковской галерее — за Айвазовского и Куинджи и вещи из постоянной экспозиции русского авангарда на Крымском Валу. Признательны и частным коллекционерам: Антону Козлову, Тамазу Манашерову и многим другим, а также тем, кто не пожелал заявить свое имя, но предоставил работы. Огромная заслуга в этом директора «ГЭС-2» Артема Бондаревского. Отдаю должное его умению общаться и договариваться, терпению и способности не отступать даже в самых сложных ситуациях.

На выставке вы сопоставляете «Черное море» Ивана Айвазовского и «Черный квадрат» Казимира Малевича. Мысль о том, что оба художника смотрят в бесконечность, звучала и в снятом во время пандемии фильме о шедеврах Третьяковки с Сергеем Шнуровым. Когда она вас посетила?

Еще в конце 2015 — начале 2016 года, когда я встретилась с художником Анишем Капуром, который открыл мне глаза на глубокое философское содержание этой работы Айвазовского. Он захотел посмотреть русские иконы в Третьяковской галерее и по дороге к ним застыл около «Черного моря». Я спросила, что он видит там. Он ответил: «Этот художник в 1881 году сделал то, что я пытаюсь сделать всю свою жизнь, — изобразил бесконечность». А мы тогда как раз готовили выставку об Айвазовском, искали ключ к его творчеству, чтобы показать его современному молодому поколению без клише. Та ретроспектива 2016 года в Третьяковке изменила отношение к Айвазовскому: мы выделили метафизическую, философскую линию, которую увидел еще Иван Крамской, заказавший, кстати, для своей квартиры уменьшенное повторение «Черного моря». Эти два мнения, высказанные с дистанцией в 135 лет, точны и справедливы. Айвазовский — известный, популярный, коммерчески успешный художник и в то же время философ, близкий Уильяму Тёрнеру. Художник, которого волновали концепции мироздания, всевластия стихий — во многих его картинах человек просто отсутствует. На картине «Черное море» его тоже нет, как и на многих других полотнах художника. А здесь впервые мы сопоставили «Черный квадрат» с «Черным морем» — два взгляда в бесконечность.

Экспозиция выставки «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 2024.  Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Экспозиция выставки «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 2024.
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»

Вы знаете, что Малевич действительно много раз вглядывался в водную гладь на берегу Москвы-реки, где любил гулять и где хотел быть захоронен? «Черный квадрат» он написал на интуиции, а вот контекст вокруг него осмыслял, любуясь подобным видом.

Нет. Но меня больше волновали даже не конкретные сопоставления, а линия, которая идет через древнерусское искусство к пейзажной живописи ХIХ века, авангарду и концептуализму. Речь об особенности русского гения, в основе которого — идея. Эту концентрацию на идее мы в свое время показали вместе с Аркадием Ипполитовым и Татьяной Юденковой на выставке «Русский путь. От Дионисия до Малевича» в Ватикане, по которой я 40 минут водила папу римского Франциска, считавшего все сопоставления древнерусской иконописи, светской живописи XIX века и живописи авангарда. Здесь же мы не стали углубляться в эпоху Древней Руси, хотя в Ватикане состыковывали «Черный квадрат» Малевича с новгородской иконой Страшного суда. В «ГЭС-2» показалось важным отразить русский художественный гений через фокусировку на идее, умении доводить мысль до абсолюта. Выставку в Ватикане, кстати, мы хотели назвать «У ней особенная стать», но итальянцы бы не поняли.

Сейчас, когда выставка близится к финалу, чувствуете, что вашу идею восприняли?

Каждый раз, когда я вожу кого-то по выставке, обнаруживаю еще что-то, на что я не обращала внимания прежде. Новые сопоставления и переклички, которых не было в изначальном замысле. Эта выставка — не антология искусства XX века, а субъективный выбор тех явлений, которые показались нам важными. Малевич и Татлин шли по стопам Пикассо, который в 1913–1914 годах делает вещи с протосупрематическими элементами, но потом идет по иному пути, потому что, видимо, этот для него оказался слишком концептуальной историей, а Пикассо все-таки был привязан к экспрессии и плоти живописи. А в ДНК этих русских художников — стремление к мысли, идее, концепции. Как и у Ильи Кабакова, тотальные инсталляции которого определяют конец ХХ столетия.

Выход в трехмерное пространство

Тотальная инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых «Случай в музее» показывается в России впервые, хотя вы планировали представить ее еще на выставке «В будущее возьмут не всех» в Третьяковской галерее в 2018–2019 годах. Что тогда помешало?

Технологически ее возможно было показать, но возникла другая проблема, которая от нас не зависела. Теперь же эта работа находится в России и принадлежит фонду V–A–C. Снимаю шляпу перед продюсерской командой «ГЭС-2»: они сработали как часы. Было много обсуждений, замен, потому что какие-то вещи нам не были выданы в силу сохранности, что-то не получилось привезти.

Илья и Эмилия Кабаковы. «Случай в музее, или Музыка на воде». Экспозиция выставки «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 2024.  Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Илья и Эмилия Кабаковы. «Случай в музее, или Музыка на воде». Экспозиция выставки «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 2024.
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»

Идея начать Малевичем и закончить Кабаковым была в изначальной установке?

Это идея Франческо Бонами, который размышлял над проектом два с половиной года. Еще будучи директором Третьяковской галереи, я получила письмо от «ГЭС-2» с предложением сделать в его стенах выставку. Она, конечно, не могла быть без «Черного квадрата». Мы надеялись получить «Квадрат» 1929 года, но его не смогли выдать. В результате представлен «Черный квадрат» 1923 года — часть триптиха «Крест, квадрат и круг» из Русского музея. Что не меняет сути, ведь «Черный квадрат» — это идея. Хотя мои симпатии на стороне «Квадрата» № 1 и «Квадрата» № 3, которые хранятся в Третьяковке. Изначально Франческо Бонами хотел сделать выставку, где точкой отчета был бы «Черный квадрат» Малевича, который при всей своей радикальности и революционности все еще традиционная живопись на холсте и произведение искусства в двух измерениях, а финалом должно было стать само здание «ГЭС-2». Уже в ходе подготовки получилось включить в этот рассказ инсталляцию Кабакова. Проблема в том, что в России очень мало его больших инсталляций. Есть «Красный вагон» в Эрмитаже, но нам нужно было что-то иное. Звезды сошлись: «Случай в музее» оказался доступен (слава богу, что он был приобретен еще при жизни Ильи Иосифовича). И линия выстроилась от двухмерного «Черного квадрата» до трехмерной инсталляции, где зритель становится частью произведения и взаимодействие с ним приобретает иммерсивный характер. Эта мысль была одной из основных для Франческо.

Что будет с этой инсталляцией Кабакова после выставки? Где и когда ее потом можно будет увидеть?

Не знаю. Инсталляция состоит из картин, из рисунков, из книжек, плакатов и системы коммуникации с водой, которая делается каждый раз заново. Я была бы счастлива, если бы инсталляция экспонировалась на постоянной основе. Работа принадлежит фонду V–A–C, я не знаю его планов. Главное, что теперь в России есть одна из самых важных инсталляций Ильи Кабакова.

Экспозиция выставки «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 2024.  Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Экспозиция выставки «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 2024.
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»

Диалогичность мышления

На выставке в «ГЭС-2» возникает параллель с проектом «Бывают странные сближенья» Жан-Юбера Мартена и Марины Лошак в Пушкинском музее, где метод поэтических сопоставлений был впервые апробирован в России. Оглядывались ли вы на тот проект? Мыслили ли ваш как визуальное хокку?

Не оглядывалась, но имела в виду. Работа над проектом Жан-Юбера Мартена шла пять-шесть лет. Он включил огромное количество произведений за большой период времени и сопоставлял самые разные эпохи и культуры. А у нас состыковка «Россия — Запад».

У вас есть и книги XVI–XVII веков…

Да, такой ход был и у Жан-Юбера Мартена, который показывал книгу Альфонса Алле 1880-х годов, где есть монохромное изображение «Битва негров в пещере глубокой ночью», а оно точно было известно Малевичу. А вот книгу Роберта Фладда и первое издание Лоренса Стерна, представленные в нашей экспозиции, он вряд ли видел. Наш проект еще в большей степени фантазии, чем «Бывают странные сближенья». В ткань выставки вплетены идеи, которые я хотела высказать многие годы. Давайте вспомним фундаментальный труд Михаила Михайловича Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского» о диалогичности любого высказывания. Я люблю работать в диалоге. Первая мысль — о первородстве русского искусства: именно русские художники сформулировали почти все главные художественные концепции ХХ столетия. Посмотрите на радикальные произведения начала ХХ века: «Черный квадрат» Малевича, «Зеленая полоса» Розановой и «Три чистых цвета» Родченко («Чистый красный цвет», «Чистый желтый цвет», «Чистый синий цвет». — TANR). Они созданы с интервалом в пять лет. Посмотрите на знаменитого американского художника Элсуорта Келли, который, по сути, развивает концепции трех «чистых полотен» Александра Родченко, только уже в 1950-е. Зеленую вибрирующую полосу Розановой продолжает в своем творчестве Барнетт Ньюман. «Белому на белом» Малевича, которое нельзя было получить, потому что эти вещи в нью-йоркском МоМА и амстердамском Стеделейк-музее, вторит Роберт Райман. Зато нам удалось показать «Черное на черном» Родченко, которое явилось ответом на «Белое на белом», и его развивает Эд Рейнхардт. Примеры можно множить.

Экспозиция выставки «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 2024.  Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Экспозиция выставки «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 2024.
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»

Энтони Гормли хорошо вписался в этот диалог. Откуда его скульптура в России, кстати?

Из Эрмитажа: у него там была персональная выставка. В каталоге к нашей выставке есть подробный текст-путеводитель, где рассказывается, что стоит за каждым из 12 разделов и за каждой состыковкой вещей. В том числе за Энтони Гормли, Захой Хадид, Микеланджело Пистолетто, Пьером Сулажем, работу которого, к сожалению, не удалось получить из Эрмитажа. Все они говорили, что многим в их творчестве обязаны русскому авангарду. Мне лично это говорила Заха Хадид. А однажды за ужином Пистолетто сказал мне, что «Черный квадрат» на него сильно повлиял, причем «живьем» он его не видел. «Черный квадрат» для многих — легенда.

При этом «Три чистых цвета» Родченко не были известны никому, поскольку работа в частных руках. И мы не можем говорить о прямом влиянии русского авангарда на западноевропейское и американское искусство 1950–1960-х. Стеделейк-музей приобрел коллекцию работ Малевича в 1958 году, до того она лежала в подвале у немецкого архитектора Гуго Херинга, а книга Камиллы Грей «Великий эксперимент. Русское искусство. 1863–1932» вышла в 1962 году. В начале ХХ века художники русского авангарда сформулировали свои концепции, которые потом долго оставались за железным занавесом. Причем у русских художников, благодаря Сергею Ивановичу Щукину и Ивану Абрамовичу Морозову, была возможность видеть французский модернизм постоянно. Два раза в неделю собрание Щукина было открыто для посещения. В Париже такой возможности не было. И еще важный момент: до 1917 года русский авангард был явлением достаточно ограниченным, а после революции вышел на улицу, в пространство мира и человека. Позже поколение 1960-х восприняло опыт русского авангарда. При этом сложно сказать, кто из второй волны авангарда бывал в запасниках Третьяковки и видел там Малевича.

Экспозиция выставки «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 2024.  Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Экспозиция выставки «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 2024.
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»

Говорят, Юрий Злотников бывал. Его, кстати, в вашей поэме, кажется, не хватает.

Возможно, но параллельно шла его выставка в Новой Третьяковке, поэтому его нет. Зато мы состыковываем в лоб «Степь» Архипа Куинджи и «Тишину» Олега Васильева. Невозможно было не поместить их рядом. А какие-то вещи перекликаются через стены, через просвет, через выставочную улицу. Например, прозрачные цветовые круги Ивана Клюна — с пионером медиаарта Булатом Галеевым, с его объектом, сконструированным в казанском НИИ «Прометей» в 1960–1970-х. У Галеева есть вещи (которые мы, к сожалению, не смогли взять из-за их плохого состояния) один в один Клюн — картины, составленные из наложенных друг на друга полупрозрачных плексигласовых окружностей и геометрических фигур. Франциско Инфанте, Вячеслав Колейчук и Аня Желудь по-своему работают с концепциями конструкций и пустоты. Затронули мы и тему художественного жеста, который может быть спонтанным, как у Германа Нитча, а может таким казаться. Кандинский, например, делал огромное количество эскизов, доводя фигуративный мотив до неузнаваемости и создавая ощущение импровизации. Отдельной линией проходит тема света, присущая искусству XX века и восходящая к поствизантийским концепциям божественной природы света. Неслучайно в начале экспозиции представлена «Свеча» Герхарда Рихтера 1982 года. Свет есть и у Иллариона Прянишникова, и у Татьяны Баданиной, и у Татьяны Андреевой, и в сарае архитектурного бюро «Меганом».

Когда родился «Черный квадрат», Игорь Грабарь вместе с другими реставраторами заново открыл Андрея Рублева, расчистив почерневшую от времени «Троицу» и многие русские иконы. А потом показал их в Германии и в Нью-Йорке. Малевич прямо не говорил о влиянии на него «черных досок», но многие усматривают связь. Почему этой линии нет на выставке?

Мы все сказали по этому поводу на выставке в Ватикане. Повторяться не решились.

Не все поняли взаимосвязи, поэзию и логику повествования. Как вы относитесь к критике?

Если честно, я читала далеко не все, что писали о выставке. Мы сделали выставку и подробный каталог к ней, буклеты лежат в каждом зале. Жаль, не все их читают. Даже если кого-то смущают неожиданные состыковки одного с другим, это возможность свободно поразмышлять, проанализировать свои впечатления и эмоции, прийти еще раз — благо вход бесплатный. Мы не задаем жесткого маршрута. Мне кажется, главная задача любого выставочного проекта — это дать человеку какое-то сильное впечатление и вызвать его на эмоциональный отклик. Я его чувствую. Кстати, медиаторы очень творчески подошли к своей задаче, и все туры превращаются в диалоги, заставляют думать и анализировать свои ощущения. И это замечательно. В споре рождается истина.

Обновленная экспозиция в Музее имени Игоря Савицкого в Нукусе.  Фото: Фонд развития культуры и искусства Республики Узбекистан
Обновленная экспозиция в Музее имени Игоря Савицкого в Нукусе.
Фото: Фонд развития культуры и искусства Республики Узбекистан

После такой большой истории, которая варилась несколько лет, о каком проекте вы грезите теперь?

У меня есть мечта привезти в Москву работы художников 1910-х, 1920-х, 1930-х годов из Государственного музея искусств Узбекистана и Государственного музея искусств Каракалпакстана в Нукусе. То, что экспонировалось на двух выставках проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» во Флоренции и в Венеции. Сейчас эти выставки уже закрылись, но объединяются на площадке Музея имени Савицкого в Нукусе в обновленном пространстве, оформленном итальянскими архитекторами.

Дом культуры «ГЭС-2»
«Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2»
До 27 октября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+