18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На выставке в Москве есть шанс сделать идеальные селфи на фоне ковра

Т.П. Барабанщикова. Ковер ворсовый «Иртыш». 1959. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Т.П. Барабанщикова. Ковер ворсовый «Иртыш». 1959.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Портреты вождей, огни строек, парашютисты и полярники: посетителям Музея декоративного искусства предлагается изучить историю советского ковроткачества в лучших его образцах — как тиражных, так и существующих в единственном экземпляре

Все стены залов увешаны коврами. Некоторые помещались с трудом, и их пришлось подгибать или заворачивать на угол. Это — огромная выставка «Ковер историй. Сюжеты советского коврового искусства». Благодаря тому, что Всероссийский музей декоративного искусства унаследовал архив мастерской ковроткачества Института художественной промышленности (ИХП), здесь хранится не только несравненная коллекция самих изделий, но и архивные документы — от эскизов и выкрасок до фотографий, запечатлевших советских художников и мастериц за работой. «Мы показываем несколько шедевров 1930-х годов и потом лучшие образцы вплоть до 1980-х, — говорит директор музея Елена Титова. — Для выставочного проекта мы остановились на великолепных образцах нашего собрания — подарочных и парадных коврах».

Савосин А.М., Пашиева Э.К., Огуль К.А., Огуль К.Б. Ковер ворсовый «Конный пробег». (1937)1938. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Савосин А.М., Пашиева Э.К., Огуль К.А., Огуль К.Б. Ковер ворсовый «Конный пробег». (1937)1938.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

В советский период ковер, всегда бывший символом благополучия, становится носителем новых смыслов. Проект занимает семь залов, каждый — тематический: есть труд и подвиг, есть достижения промышленности, космос и спорт. Иначе и быть не могло: занимая видное место на стене, ковер понимался как еще одно средство пропаганды.

Первое, что принесла новая эпоха ковроткачеству Дагестана и Туркмении, — это появление среди традиционных орнаментов реалистичных сюжетов и человеческих фигур. На огромном ковре «Советский Дагестан» (художник В.П.Новиков, 1959) видны высоковольтные опоры, отары овец с пастухами, кубачинские кузнецы и балхарские женщины-гончары. Центральное место на азербайджанском ковре «Нефть» (артель «Галибиет», 1938) занимают фигуры салютующего пионера, рабочего-нефтяника, сборщицы хлопка и женщины-инженера на фоне нефтяных вышек, а кайма, которая на первый взгляд отсылает к персидской традиции иллюминированных рукописей с отдельными сценами-медальонами, на самом деле триумф буквализма: по периметру весь ковер опоясывает нефтяная труба с отводами, тройниками и заглушками.

Книтт Л., Аванезян К., Адилова Т., Адилова А., Адилова У., Мустафаева Г., Мамедова А., Мамедова М. Ковер «Нефть». 1938. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Книтт Л., Аванезян К., Адилова Т., Адилова А., Адилова У., Мустафаева Г., Мамедова А., Мамедова М. Ковер «Нефть». 1938.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

В 1930–1940-е годы появляется традиция портретных ковров, которые заказывались для подарков. На выставке их целая сюита: Ленин, Калинин, Сталин, Пушкин, Фирдоуси. В орнамент вокруг профиля Ленина затесались традиционные стилизованные козлики, а Сталин на ковре изображен — внимание! — на фоне ковра.

Отдельные экспонаты, вынесенные в проход между залами, напоминают о связи ковра с восточной традицией. Для степного кочевника он был буквально основой жизни, опорой — это подтверждают дорожки «иолам» длиной до 18 м, которыми крепили верх юрты к ее стенкам. Есть и русская традиция: например, курские ковры начала ХХ века. Для них характерен яркий асимметричный цветочный орнамент — букеты на черном фоне. Но к 1960–1970-м все традиции уже окончательно перемешались. Так, ковер «Русский» курской фабрики (мастер Н.Т.Карелина-Бельская, 1971) орнаментом отсылает к туркменскому ковроткачеству, а сюжетными вставками — к древнерусской резьбе по дереву и белому камню. Ковер «Белые птицы» омской фабрики заимствует графическое строение и орнаменты дагестанского ковра, а цветовая палитра — мягкая, серо-зеленая (в традиционных дагестанских коврах нет зеленого цвета, так как не было найдено стойкого красителя для шерсти).

З.А. Пучкова. Ковер ворсовый «Сбор фруктов». 1959. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
З.А. Пучкова. Ковер ворсовый «Сбор фруктов». 1959.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

К поистине наднациональной, «советской» традиции относятся ковры, посвященные подвигам и героям: парашютистам, физкультурникам, космонавтам. Интересно, как история спасения со льдины экспедиции Ивана Папанина на ковре артели из Тирасполя (художник М.С.Назаревская, 1939) превращается в почти сказочный сюжет — с каймой из медведей, моржей и чаек и краснокрылым, похожим на птицу самолетом АНТ-25.

Особняком воспринимаются произведения 1960-х годов. Если более ранние опусы коврового искусства иногда выглядят кунштюками, то эти, как правило, цельные, выдающиеся произведения. Например, «Огни строек» (мастер Л.А.Колосова, 1967) со сложной композицией из нефтяных вышек, цистерн и грузовых вагонов глубокого синего цвета, на котором выделяются желтые и оранжевые окошки домов.

Л.А. Колосова Ковер безворсовый «Огни-строек».1967. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Л.А. Колосова Ковер безворсовый «Огни-строек».1967.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

«Весна», «Цветет мой край» — для каждого ковра найдены свой колорит и композиция. На лилово-розовом гобелене «Москва строится» в уголке вытканы подпись автора Павла Сташкова и год — 1966. Как на живописном полотне! 1960-е — единственный период, для которого показаны тиражные, доступные обычному человеку машинные ковры. Тогда же достигают расцвета детские ковры, в которых заложен игровой потенциал, такие как изготовленный на коврово-ткацкой фабрике в Судже «Игровой круг» (1974). 

Всероссийский музей декоративного искусства
«Ковер историй. Сюжеты советского коврового искусства»
До 13 октября

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+