Когда в 2020 году нижегородский «Арсенал» (он же Волго-Вятский филиал — сначала ГЦСИ, потом РОСИЗО) в составе всего куста филиалов перешел в ведение ГМИИ им. А.С.Пушкина, его выставочная программа предсказуемо приобрела новую интонацию, включив и классическое искусство — привычную специализацию Пушкинского. Новый проект был осенен именем Джорджо Вазари — итальянского художника и писателя эпохи Позднего Возрождения, считающегося одним из основателей искусствознания.
Придуманная руководителем филиала Анной Гор серия выставок, на которых привезенные из московского музея старинные экспонаты совмещались с привычными для «Арсенала» произведениями современного искусства, длилась три года. Выставка «Названо Вазари. Готика» прошла в декабре 2021-го — феврале 2022-го, «Названо Вазари. Возрождение» — с декабря 2022-го по апрель 2023-го, а завершающая часть, посвященная маньеризму, работала в ноябре 2023-го — марте текущего года. Их кураторами выступили Дарья Колпашникова и Екатерина Кочеткова. Итогом этого проекта стал его массивный каталог.
Решение соединить под одной обложкой каталоги трех выставок позволило создать единый текст, связанный общей идеологией повествования. В первую очередь книга документирует выставки, причем читателю напоминают о них не только отдельными экспонатами, но и съемками экспозиций. Это оправданно еще и потому, что каждый раз архитектурой выставок занимались известные мастера. Например, бюро Александра Бродского, преобразившее кирпичные стены Арсенала в античном духе.
Основной массив тома занимают непосредственно репродукции и каталожные описания, внутри каждой из трех частей распределенные по более мелким разделам, следующим кураторским структурам выставок. Написанные большим коллективом авторов, они отличаются различной степенью проработки — от кажущихся банальными «ликбезовских» этикеток до сложных мини-эссе по иконографии и провенансу. В большом количестве репродуцированы гравюры, произведения мелкой пластики и декоративно-прикладного искусства.
После каждой из каталожных частей помещено по три-четыре научные статьи. Неоднородные по тематике, они переключаются от общего к частному и обратно. Так, Светлана Ковалевская и Ирина Кувшинская рассказывают об общих принципах часословов и бестиариев, а вот Андрей Егоров сосредотачивается на иконографии «девяти достойнейших» рыцарей, Павел Алешин же — на художниках-поэтах эпохи маньеризма. Отдельным бриллиантом сверкает статья преподавателя МГУ Алексея Расторгуева, посвященная готическому собору как концепции. Увы, Алексей Леонидович, скончавшийся в прошлом году, не оставил монографий, так что остается лишь мечтать о посмертном сборнике его статей.
Помещенная здесь же статья его сына Василия Расторгуева, сотрудника ГМИИ, посвящена более узкой теме — подделкам ренессансных редкостей антикварами XIX века, а конкретно — бюсту Филиппо Строцци, считающемуся работой Бенедетто да Майано. Ряд аналогичных «спорных» вещей был представлен на выставке как пример переосмысления Возрождения в эпоху историзма. Было бы любопытно в будущем прочитать развернутое исследование на эту тему или же увидеть в Пушкинском музее отдельную выставку о подделках и копиях.
Упрекнуть каталог можно разве что в мелких погрешностях научной редактуры (так, ветхозаветного праотца Иакова нельзя называть «святым», а в иконографии короновании Богоматери ангелами, а не Христом и Богом Отцом нет ничего редкого). В остальном фолиант представляет собой занимательное чтение, которое опубликованными редкостями (пусть и не обязательно шедеврами) способно обогатить эрудицию многих.