18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства

При обследовании Умм-Джирсана, самого длинного лавового туннеля на Аравийском полуострове, в числе прочих находок обнаружили останки одомашненных овец и коз. Фото: Green Arabia Project
При обследовании Умм-Джирсана, самого длинного лавового туннеля на Аравийском полуострове, в числе прочих находок обнаружили останки одомашненных овец и коз.
Фото: Green Arabia Project
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства

Археологи, работающие в отдаленной части пустыни в Саудовской Аравии, обнаружили наскальное искусство на входе в лавовый туннель — пещеру, сформированную потоком лавы. Эта находка сделана на территории вулканического поля Харрат-Хайбар в 125 км от Медины, неподалеку от Умм-Джирсана — еще одного лавового туннеля, в котором исследователи нашли свидетельства, указывающие на то, что люди снова и снова приходили сюда на протяжении по меньшей мере 7 тыс. лет.

«Это первые задокументированные доказательства того, что люди использовали лавовые туннели, — рассказывает Мэтью Стюарт из австралийского Университета Гриффита, один из авторов посвященной находке статьи, опубликованной в журнале Plos One. — В числе найденного — каменные артефакты из обсидиана, базальта и кремния, а также различные каменные конструкции и наскальные рисунки».

Органические останки редко сохраняются в суровом пустынном климате Аравии, что затрудняет поиск свидетельств деятельности древних людей в этом регионе. Поэтому исследователи решили изучить пещеры и лавовые туннели, чтобы посмотреть, что могло сохраниться в этих подземных пространствах, защищенных от внешнего воздействия.

Наскальные изображения, обнаруженные в лавовом туннеле около Умм-Джирсана, дают богатую пищу для исторических интерпретаций.  Фото: Stewart Et Al/PLOS ONE
Наскальные изображения, обнаруженные в лавовом туннеле около Умм-Джирсана, дают богатую пищу для исторических интерпретаций.
Фото: Stewart Et Al/PLOS ONE

При обследовании Умм-Джирсана, самого длинного лавового туннеля на Аравийском полуострове, в числе прочих находок они обнаружили останки одомашненных овец и коз. «Датировка материала свидетельствует о том, что люди использовали лавовые туннели на протяжении тысячелетий, начиная по меньшей мере с эпохи неолита, — говорит Стюарт. — Эти выводы согласуются с общими результатами работы в регионе, свидетельствующими о наличии здесь богатого и динамичного археологического ландшафта в эпоху голоцена».

Обследуя обрушившийся вход в лавовый туннель, расположенный в 1,3 км к востоку от Умм-Джирсана, археологи обнаружили 16 наскальных рисунков, выбитых на каменной поверхности с помощью некоего инструмента, по всей вероятности, около 5–7 тыс. лет назад. На них изображены овцы и козы — нечастые для наскальных рисунков Северной Аравии образы, а также крупное длиннорогое животное (возможно, горный козел) и схематичные человеческие фигурки с инструментами на поясах. В числе рисунков по меньшей мере шесть сцен выпаса скота (что редкость в этом регионе), на одной из которых фигурируют собаки, пасущие коз и овец. Некоторые фигуры нанесены поверх других, это свидетельствует о том, что они создавались в разные периоды.

«Среди наскальных рисунков в других близлежащих районах Аравийского полуострова изображения овец встречаются редко, — поясняет Стюарт. — Скорее всего, эти животные могли иметь особое значение для людей, населявших территорию Харрат-Хайбар. Наличие сцен с выпасом скота говорит о том, что в этой пещере бывали скотоводы, которые, вероятно, использовали ее как пристанище и источник воды».

Исследователи полагают, что люди не жили в лавовом туннеле постоянно, он предназначался для стоянки на пути между оазисами, который они проделывали со своим скотом. «Находка открывает новое перспективное направление исследований в Аравии, посвященное изучению подземных пространств, где такие органические материалы, как кости, сохраняются гораздо лучше, чем на поверхности», — подытоживает Мэтью Стюарт. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+