18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Дворцово-парковому ансамблю Павловска возвращают былую гармонию

На время реставрации Павильона трех граций мраморную скульптуру внутри закроют защитным футляром.  Фото: Государственный музей-заповедник «Павловск»
На время реставрации Павильона трех граций мраморную скульптуру внутри закроют защитным футляром.
Фото: Государственный музей-заповедник «Павловск»
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

В музее-заповеднике развернулись реставрационные работы, которых здесь ждали много лет. Со времен окончания предыдущей реставрации, затеянной после Великой Отечественной войны, ресурсы сохранности дворца и павильонов оказались почти исчерпаны

Комплексная реставрация дворца и нескольких парковых павильонов в Павловске станет первой за почти полвека, минувшие с той поры, когда дворец и парк были восстановлены после Великой Отечественной войны. Общие затраты на реставрацию Государственный музей-заповедник «Павловск» оценивает в 6 млрд руб. Сейчас получен первый транш этой суммы и начаты работы сразу на нескольких объектах.

Через три года, в 2027 году, Павловск отметит 250-летие. К этому времени реставрация должна быть завершена. В текущем году ГМЗ получил 245 млн руб. на начальный этап работ и уже приступил к их освоению. По 300 млн руб. музей рассчитывает получать в 2025 и 2026 годах.

«Основная наша боль — это дворец, мы пока привели в должное состояние только первый этаж, — рассказала нашему изданию директор музея-заповедника Вера Дементьева. — С последней реставрации прошло почти полвека, и фактически дворец исчерпал ресурсы сохранности. Надеюсь, финансирование продолжится и мы сможем завершить все к юбилею».

Павловский дворцово-парковый ансамбль ведет свою историю с 1777 года, когда по случаю рождения внука, будущего императора Александра I, Екатерина II подарила своему сыну Павлу землю и пригласила шотландского архитектора Чарльза Камерона. Тот спроектировал дворец и парк как ансамбль в палладианском стиле. Когда Павел стал императором, он привлек к завершению строительства итальянца Винченцо Бренну.

Шотландский архитектор Чарльз Камерон спроектировал дворец и парк как ансамбль в палладианском стиле.  Фото: Государственный музей-заповедник «Павловск»
Шотландский архитектор Чарльз Камерон спроектировал дворец и парк как ансамбль в палладианском стиле.
Фото: Государственный музей-заповедник «Павловск»

После пожара 1803 года дворец восстанавливали архитектор Андрей Воронихин и скульптор Василий Демут-Малиновский. В 1920 году здесь шли реставрационные работы по проекту Сигизмунда Домбровского. В годы Великой Отечественной ансамбль сильно пострадал. Его реставрация завершилась лишь к 1978 году; часть парка не восстановлена до сих пор. С 1990 года Павловский дворцово-парковый ансамбль входит в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО.

В феврале 2020-го ГМЗ «Павловск» перешел в федеральное подчинение, но до сих пор не получал никаких средств на реставрацию. Сейчас будет отреставрировано несколько объектов, за каждый из которых отвечает свой подрядчик.

В числе объектов — Павильон трех граций, 16-колонный портик рядом с дворцом, перекрытый кровлей и украшенный изнутри барельефами с фигурами персонажей греческих мифов. В центре стоит изваяние работы Агостино Трескорни, вырезанное из одного куска мрамора и изображающее трех граций. Подрядчиком работ на павильоне выступает компания M.G. Private reconstruction. Предполагается усилить фундамент павильона, выполнить гидроизоляцию подпорных стен, отреставрировать каменную облицовку, штукатурную отделку, лепной декор, а также заменить балясины. Мраморную скульптуру на время работ оставят на месте под защитным футляром, ее реставрация начнется на последнем этапе работ в павильоне.

Одна из самых известных парковых построек Павловска — павильон «Храм дружбы» в долине реки Славянки. Местоположение в низине, а также засыпанные в годы войны подвалы, из-за чего нарушен температурно-влажностный режим и строение намокает, — главные проблемы сохранения павильона. Специалисты расчистят подвалы, осушат и укрепят фундамент, отремонтируют инженерные сети. Затем начнется реставрация интерьеров, фасадов и крыши.

Одна из самых известных парковых построек Павловска — павильон «Храм дружбы» в долине реки Славянки.  Фото: Государственный музей-заповедник «Павловск»
Одна из самых известных парковых построек Павловска — павильон «Храм дружбы» в долине реки Славянки.
Фото: Государственный музей-заповедник «Павловск»

Значительные по масштабам работы ожидают территорию Красной долины — удаленного от дворца и почти неизвестного широкой публике участка парка, где с послевоенного времени никаких работ не проводилось. Специалисты намерены вернуть к жизни Елизаветинский павильон, построенный по проекту Чарльза Камерона. Когда-то роскошное здание с классическим портиком, колоннадой розового мрамора, балконом-террасой и бельведером сейчас пребывает в полуразрушенном состоянии. Хотя на стенах местами сохранилась роспись. Здесь будет выполнен весь комплекс работ по восстановлению пространственно-планировочного решения и декоративного оформления. Подрядчик работ по реставрации «Храма дружбы» и Елизаветинского павильона — компания «Наследие».

Отреставрирован будет и Амфитеатр — состоявший из двух частей домашний театр на открытом воздухе. Скамьи для зрителей и сцена изначально располагались друг напротив друга на высоких холмах по обоим берегам Славянки. Проектом преду­смотрены реставрация каменной скамьи, восстановление профиля холма и лестниц, ведущих к вершине, куда вернется мраморная фигура «Флора», а точнее, ее копия (оригинал находится в фондах музея). Подрядчик на выполнение этих работ пока не утвержден.

В дополнение к проекту реставрации на спонсорские средства будет воссоздан павильон «Старое шале», где планируется открыть детскую школу практического садоводства. 

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
6
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+