18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Большой человек нашей арт-критики. Памяти Андрея Ковалева

Андрей Ковалёв.  Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Андрей Ковалёв.
Фото: Музей современного искусства «Гараж»

Завтра в Москве прощаются с Андреем Ковалевым, умершим 12 сентября в возрасте 66 лет. Сам себя он шутливо называл «крупнейшим критиком». Автор множества статей и книг о современном российском искусстве заслуживает этой оценки без всяких шуток

Титул «крупнейший» достался Андрею Ковалеву так. В 1992 году в галерее в Трехпрудном переулке — которую держали художники, жившие в этом доме, ставшем арт-сквотом, — состоялась акция Александра Сигутина «Иерархия в искусстве», призванная найти объективные критерии таким понятиям, как «творческий рост» и «общественный вес». Для этого линейкой измеряли рост художников, а арт-критиков взвешивали. В соревновании критиков победил Андрей Ковалев, чей вес приближался к центнеру. (Сам он вложил лепту в программу галереи, придумав выставку, где писсуар Дюшана, ставший реди-мейдом под названием «Фонтан», возвращался в бытовой обиход: в галерее был установлен действующий писсуар, а акция называлась «Не фонтан».)

Надо сказать, что этот крупный мужчина, любивший щеголять майкой с автопортретом взъерошенного и удивленного молодого Рембрандта, на которого он был удивительно похож, в то время уже был авторитетом. И в академической среде (окончив отделение искусствоведения МГУ, в 1980-е он публиковался в профессиональных журналах вроде «Искусства» и «Творчества», в 1990-х защитил в Институте искусствознания в Козицком кандидатскую про советскую критику 1920-х годов), и, главное, он уже был влиятельным критиком, чьи статьи появлялись в газетах, а не только в искусствоведческих сборниках. Андрей Ковалев определял себя как первого постсоветского газетного критика. Его золотым периодом на этой стезе стала работа в самом «отвязном» отделе культуры той эпохи — газеты «Сегодня». Хотя он сотрудничал и со множеством других изданий: стоял у истоков «Художественного журнала» Виктора Мизиано, писал для «Артхроники», «Ведомостей», «Известий», «Огонька», отметился и в нашей газете The Art Newspaper Russia.

Он вспоминал в мемуаре-вступлении одной из своих книг о вольном духе 1990-х: «Для отдела культуры не было выставлено никаких границ — и мы веселились вовсю, беседуя с нашими читателями как со старыми друзьями, которых можно спокойно мистифицировать и умничать на только нам понятные темы. Я, например, бравировал в капиталистической газете своим декоративным марксизмом; Вячеслав Курицын повсеместно насаждал постмодернизм». Например, одним из критических шедевров Андрея Ковалева стала статья в газете «Сегодня» об Илье Кабакове, где применялись методы психоанализа: фигура великого концептуалиста рассматривалась в рамках эдипова комплекса, заставлявшего новые поколения попирать художественного «отца». Самим Кабаковым эта его критика не очень нравилась, но, по убеждению Андрея Ковалева, полемика была необходимой частью здоровой художественной среды. «Как я точно знал из моих архивных штудий, истинный критик просто обязан быть пристрастным. И я до сих пор уверен, что моменты агрессивной и безудержной полемики между течениями и направлениями точнейшим образом индексируют ситуацию „золотого века“».

Вообще, аналитика и интерпретация были коньком критика Ковалева, но уже в 2000-е произошла некоторая «нормализация» СМИ, когда информационная составляющая начала побеждать избыточные изыски критики, стремившейся быть конгениальной художественным произведениям. Андрей Ковалев вернулся в академическую среду, преподавал в МГУ, издал несколько книг («Именной указатель», «Критические дни. 68 введений в современное искусство» и другие). Одним из его наиболее значимых трудов стала книга «Российский акционизм. 1990–2000», фундаментальное исследование, где собрана документация самого радикального и эфемерного направления 1990-х годов. В 2008-м он получил за этот капитальный том Государственную премию в области современного искусства «Инновация» в разделе «Теория, критика, искусствознание».

Но мечтой Андрея Ковалева было создание не просто книги об одном, пусть и важном, направлении, но всеобщей, в смысле — российской, истории искусства постсоветского времени. По примеру многотомной хрестоматии, когда-то выпущенной коллективом авторов под редакцией Грабаря. Андрей Ковалев предпринял много усилий, чтобы осуществить этот проект, вдохновить и вовлечь в него коллег. Одной из его промежуточных стадий стала книга «Неокончательная история. Современное искусство в лицах» (2021) — сборник статей, отличающихся живым и легким языком, о 50 современных русских художниках. Он написал в ней 18 статей. Но охваченных его вниманием героев гораздо больше: он писал и о Михаиле Ларионове для образовательного проекта «Лаврус» Третьяковской галереи, и не чурался заметок в какие-то далекие от художественной жизни издания, чтобы транслировать собственные мысли и идеи самому широкому кругу. И в совокупности создал свою, честную и ироничную, «ковалевскую» историю российского искусства.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+