18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

blazar: фокус на регионы

Пятая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы. Фото: blazar
Пятая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы.
Фото: blazar

В Музее Москвы проходит ярмарка молодого искусства blazar. Торговля идет настолько бойко, что первые красные точки появились уже в процессе монтажа, а скорость смены экспозиции на стендах фактически обновляет ярмарку каждые несколько часов

В этом году в ярмарке молодого искусства blazar участвуют 27 галерей, 55 независимых художников, 20 авторов в секции цифрового искусства, а также стенд «Регион года», демонстрирующий искусство Татарстана. Впервые представлена секция дизайна под кураторством галереи Sample, собравшая более 70 архитекторов и дизайнеров со всей страны.

Пятая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы. Фото: Дмитрий Шумов
Пятая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы.
Фото: Дмитрий Шумов

Поскольку пять лет — это довольно солидный срок, учредители ярмарки Маргарита Пушкина, Александра Лекомцева и Анна Наумова подвели некоторые итоги, отметив, что за это время blazar посетило более 40 тыс. человек, а общая сумма продаж превысила 90 млн руб., что является внушительной цифрой — с учетом того, что средняя стоимость произведения искусства здесь составляет 50 тыс. руб.

На опен-колл в секцию независимых художников было подано более 1,5 тыс. заявок, а кураторский отбор участников, помимо учредителей ярмарки, осуществляли куратор музея «Полторы комнаты» Иосифа Бродского в Петербурге, сооснователь Фонда поддержки и развития современного коллекционирования «Новые коллекционеры», экс-директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак и независимый куратор, исследователь визуальной культуры, создатель арт-программ в Британской высшей школе дизайна Светлана Тейлор. В этом году в особом фокусе региональные художники, в особенности из Сибири, с Урала и Дальнего Востока. В общей массе цены весьма приемлемые и начинаются от 5 тыс. руб. за небольшие объекты.

Уроженка Сахалина Вика Хаданка создает милых и наивных персонажей из обожженной утюгом ткани. Ей нравится размышлять о сути природы и человека, глядя со стороны, как бы глазами инопланетного сверхразума, которому люди кажутся «прелестно придурковатыми и трогательными существами». Стоимость текстильных очаровашек от 40 тыс. до 80 тыс. руб.

Пятая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы. Фото: Дмитрий Шумов
Пятая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы.
Фото: Дмитрий Шумов

Рядом разместились заключенные в разномастные рамки платочки с практически незаметной вышивкой — работы Сабины Байсаровой, смысл которых почти невозможно разгадать, не прочитав этикетку. Это копии оборотной стороны фотографий, найденных в семейных архивах: имена, даты, упоминания каких-то важных событий. Таким необычным образом художница убирает визуальную часть снимка, подчеркивая фактологическую. Цены стартуют с 5 тыс. руб.

Обилием и запутанностью деталей привлекают текстильные и керамические произведения Леры Амирханян. Она родилась в засекреченном атомном городке Красноярск-26 и использует самодельные пигменты из минералов, собранных в местах сброса отработанного ядерного топлива.

Глеб Нестреляев из Владивостока в серии «Вчерашний атлас цветущей флоры» (43 тыс. руб.) ассоциирует себя с вымышленным персонажем — средневековым художником, который, не располагая научными знаниями, рисует растения, исходя из своих о них представлениях, мифов и легенд.

Серия милых фото зверушек с крылышками, как у фей, называется «Трансформация видов» и посвящена «избавлению от стигматизации животных через умиление ими». Таким образом автор, Катя Косова, пытается достичь гармонизации отношений между человеком и животными. Фото обойдутся покупателю в 20–40 тыс. руб.

Пятая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы. Фото: Николай Зверков
Пятая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы.
Фото: Николай Зверков

Небольшие металлические таблички Тимы Илларионова ценой 20 тыс. руб. визуально напоминают пластинки «Пионера» — скрижали с информацией о человеке, Земле и Солнечной системе, запущенные в космос в 1972 году. Илларионов же запечатлевает на металле бытовые ситуации, забавные происшествия, абсурдные случаи, мемы.

Работы Алёши — это в большинстве своем найденные объекты с очень тонким и бережным «вкраплением» художника. Так он сам рассказывает о своем художественном методе: «Создать что-то цельное практически из ничего, просто связав нужные элементы, для меня важно быть внимательным, восприимчивым, оставлять в работах ощущение „невмешательства“, поддерживать естественные процессы и подмечать интересное в существующем, а не подчинять его своей воле».

Более классические и близкие к академизму холсты представляет Мария Голосная. На ее картинах, по колористике напоминающих Бориса Кустодиева, изображены дети с неизменно грустными лицами, а среди технических приемов используются заимствования из иконописи — обратная перспектива и отсутствие теней. Цена на картины около 200 тыс. руб.

В секцию галерей также был гигантский конкурс: из 120 заявок отобрано 27. Предпочтение отдавалось региональным институциям, поэтому можно заметить много незнакомых москвичам названий и интересно оформленных стендов.

Например, ранее нижегородская, а теперь и московская Futuro Gallery представила лаконичное темное пространство с немного угрожающей на первый взгляд инсталляцией «Концентрация» Дани Пирогова и мутными алюминиевыми зеркалами Александры Павловской (80–90 тыс. руб.).

Пятая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы. Фото: blazar
Пятая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы. Фото: Дмитрий Шумов
Пятая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы. Фото: blazar
Пятая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы. Фото: Николай Зверков
Пятая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы.
Фото: blazar
Пятая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы.
Фото: Дмитрий Шумов
Пятая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы.
Фото: blazar
Пятая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы.
Фото: Николай Зверков

Московская Sample оформила стенд в виде ванной комнаты советской квартиры — с разномастными обоями и яркими забавными объектами, в основном созданными художниками специально для ярмарки.

Также обоями, но уже самодельными, разрисованными причудливыми вензелями, объединен стенд Art&Brut Gallery. Там представлены красочные портреты Антона Левина, выполненные с использованием полимерной глины (от 40 тыс. руб.), а также симпатичные картинки с пухлыми зверушками — зайчиками, хомяками, мишками — Якова Хомича (около 100 тыс. руб.).

Стенд Татарстана, организованный ЦСИ «Смена», запомнился обилием керамических ягнят, как целых, так и их фрагментов: на подиуме лежит целая россыпь ног с копытцами всего по 5 тыс. руб. Яркие вышивки Зухры Салаховой практически все были раскуплены уже в первый день.

Дебютантом ярмарки стала самоорганизация «Сообщество современных сибирских художников», представляющая срез молодого независимого искусства региона: Барнаул, Красноярск, Новосибирск, Томск, Улан-Удэ и Якутск.

Необычный по идее и оформлению кураторский проект представила Flor et Lavr Gallery. «Самый одинокий аист» — результат работы двух авторов, Артема Ляпина и Полины Рукавичкиной, в полузаброшенной деревне Большие Шатновичи Ленинградской области. Работая каждый в своем медиуме, художники размышляют на тему одиночества и умирания покинутых сельских поселений.

Уфимская Miras Art Gallery привезла в Москву живопись Алены Савельевой, отражающей бытовые, но с некоторым вкраплением мистики сцены из жизни пионерок, а также образы гусей-лебедей Оксаны Глазьевой, графику и объекты Азата Басырова.

Пятая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы. Фото: blazar
Пятая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы. Фото: Дмитрий Шумов
Пятая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы. Фото: blazar
Пятая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы. Фото: Дмитрий Шумов
Пятая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы. Фото: blazar
Пятая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы.
Фото: blazar
Пятая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы.
Фото: Дмитрий Шумов
Пятая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы.
Фото: blazar
Пятая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы.
Фото: Дмитрий Шумов
Пятая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы.
Фото: blazar

Галерея Carré d’artistes Moscow существует в Москве уже десять лет, однако в ярмарке принимает участие впервые. На стенде представлены офорты уроженки Волгограда Тамары Шипициной и живопись москвички Анастасии Керекеши.

Галерейный проект «Платформа Форма» демонстрирует медитативную генеративную графику художницы Dariella на необычных носителях — голографических вентиляторах. Приобрести затейливое произведение можно за 180 тыс. руб.

В разделе цифрового искусства посетителям ярмарки дарят индивидуально сгенерированные AR-сувениры. Автор проекта Мария Федорова предлагает участникам сориентироваться в своих желаниях и вкусах, прислушаться к себе и выбрать звук, запах и текстуру, из которых будет создан цифровой объект.

Разместившаяся на отдельном этаже секция дизайна порадовала разнообразием и высоким уровнем объектов, мебели и предметов интерьера. Особое место занимает совместный проект Sample и мастерских «Своды» Дома культуры «ГЭС-2» «Прототип», объединивший 13 архитектурных бюро. «Своды» предоставили авторам площадку, оборудование и профессиональную помощь специализированных мастеров для экспериментов, предложив им полностью погрузиться в технологический процесс и пройти все этапы создания объекта предметного дизайна — от идеи до прототипа.

В дни работы ярмарки предусмотрена обширная и разносторонняя просветительская программа. Начинающим художникам, архитекторам и дизайнерам раскроют секреты продвижения и построения карьеры, а коллекционерам — тонкости формирования собраний. Также заявлена совсем уж интригующая тема «Работа-любовница vs работа-жена». Для детей проведут творческие мастерские «Я художник, я так вижу» и квест «Прогулки c KidsArtWeekend».

Музей Москвы
Ярмарка молодого искусства blazar
До 15 сентября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+