18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Фигура отца: под пристальным взглядом Люсьена Фрейда

Роуз Бойт, дочь знаменитого живописца Люсьена Фрейда, много лет пыталась заново осмыслить их непростые взаимоотношения.  Фото: Stella Boy
Роуз Бойт, дочь знаменитого живописца Люсьена Фрейда, много лет пыталась заново осмыслить их непростые взаимоотношения.
Фото: Stella Boy
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

Мемуары Роуз Бойт посвящены обстоятельствам ее позирования знаменитому живописцу и размышлениям по этому поводу. Когда привычная формула «художник и модель» вмещает в себя другую формулу — «отец и дочь», многое может оказаться психологически сложным

Название книги Роуз Бойт «Обнаженный портрет: воспоминания о Люсьене Фрейде» напрямую отсылает к картине ее отца — очень известной, красивой, вызывающе дерзкой. Изображенная модель лежит на спине, руки приподняты, ноги раздвинуты. На ней нет никакой одежды, только смятый кусок драпировки, искусно обернутый вокруг ее левой икры и пальцев правой ноги, — словно простыня, сброшенная во сне. Мускулистые конечности модели напоминают крепкие корни. Одной рукой она прикрывает глаза — «от света», как поясняет Роуз.

Недавно она закончила записывать аудиокнигу воспоминаний и признается, что в процессе записи ее кидало из нервного смеха в слезы. То, что изначально задумывалось как «тихая книга о позировании», превратилось в откровенный рассказ о запутанных, противоречивых отношениях с Люсьеном Фрейдом (1922–2011) и о том, что значит быть ребенком — в данном случае одним из многих детей — великого художника.

После его смерти она обнаружила собственный дневник, который вела с 1989 по 1990 год, и была шокирована тем, что именно там было записано и что опущено. «Поскольку я была очень почтительна, я не подвергала сомнению то, что он говорил. Полагаю, что это было немного похоже на промывание мозгов, — говорит Бойт. — Я потом предприняла немало усилий для того, чтобы видеть вещи определенным образом, без двусмысленности, поэтому решила вернуться и подумать о том, что происходило на самом деле».

Результат — смесь дневниковых записей и более поздних размышлений — выглядит сведением счетов с собственным прошлым «я», а заодно и с отцом. Книга начинается с опыта позирования для того обнаженного портрета «Роуз» (1977–1978), который Фрейд планировал назвать «Дочь художника», пока она не предостерегла его замечанием насчет того, что публика может подумать об инцесте. «Ничего не обсуждалось, — пишет она, — я просто предполагала, что буду раздетой». Художник изобразил ее с верхнего ракурса, не скрывая никаких деталей. Она вспоминает, как отец выяснял, устраивает ли ее выбранная поза и степень обнажения. «Думаю, теперь я понимаю, — пишет Бойт, — что он хотел моего разрешения использовать то, что он мог увидеть, чтобы переложить ответственность на меня и воспользоваться моей щедростью, даже если бы я не осознавала, что делаю и о чем он просил».

Rose Boyt. Naked Portrait: A Memoir of Lucian Freud. Picador. 416 с. £22. На английском языке
Rose Boyt. Naked Portrait: A Memoir of Lucian Freud. Picador. 416 с. £22. На английском языке

В то время, по словам Роуз, она не думала о дисбалансе сил в их отношениях. «Я была в восторге и очаровании от него, от его жизни и работы, — вспоминает она. — Я любила его и доверяла его намерению заставить меня быть собой. Оглядываясь назад, я понимаю, что он сам видел меня именно так, но тогда считала, что он принимает мою версию меня: я хотела выглядеть злой, панковской, сильной, непокорной — будто готова в любой момент вскочить и выбежать из студии».

Роуз так и не сбежала, конечно, поскольку это не входило в договоренности. «Он все контролировал, и вы, как натурщик, должны были делать то, что он хотел, то есть приходить, когда он звонил, никогда не опаздывать, никогда не загорать, — говорит она. — Не вижу тут ничего ужасного: это был единственный способ сделать то, что ему нужно».

Ради самосохранения Бойт старается избегать рассказов других натурщиков своего отца. «Не хочу слышать ужасные вещи или истории о его сексуальной жизни». Она считает, что ее собственный опыт был довольно типичным. Фрейд всегда хотел работать дольше, чем она готова была позировать, и она не знала, как постоять за себя и заставить его остановиться. Он не скупился на подарки, когда у него возникало такое желание, но регулярной платы не давал, а это означало, что она зависела от перепадов его настроения. «Условия ставил он, — пишет Роуз. — Такова была договоренность между нами». Когда дела шли хорошо, он говорил о своей любви к литературе и поэзии, развлекал ее байками. Когда работа не ладилась, молча вонзал конец кисти себе в ногу.

«Я признавала его гениальность, поэтому охотно участвовала в его работе и помогала ему сделать что-то важное, — говорит она. — Я верила в это и верю до сих пор». Но со временем вместо «абсолютного преклонения» появилось нечто другое, трудно уловимое: «Когда я выросла, я поняла, что можно одновременно злиться и любить».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+