18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лики династии Гонзага в идеальной полиграфии

Андреа Мантенья  «Двор Гонзага». Фрагмент росписи Камеры дельи Спози. 1465-1474.  Фото: Wikimedia Commons
Андреа Мантенья «Двор Гонзага». Фрагмент росписи Камеры дельи Спози. 1465-1474.
Фото: Wikimedia Commons
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

Двухтомник Луки Сарци Амаде посвящен истории и культурному вкладу семейства маркграфов и герцогов — правителей Мантуи. Город невелик размером, но влияние его властителей и в целом выходцев из рода Гонзага распространялось чуть ли не на всю Италию

Издательство «Слово» продолжает пополнять свою блестящую серию, посвященную итальянскому Ренессансу. Вслед за книгами о флорентийской династии Медичи и феррарской династии д’Эсте вышел труд, исследующий историю дома Гонзага — правителей Мантуи. О любой крупной итальянской семье, если она не забывала тратить деньги на искусство, можно писать книги практически бесконечно — столь огромный совокупный культурный продукт умела производить Италия. Гонзага как раз такой пример щедрой династии меценатов и демонстративных потребителей, кормившей множество художников и ремесленников. Так что Лука Сарци Амаде, итальянский журналист и исследователь, посвятил семье Гонзага не один том, а целых два, в Италии вышедших с шагом в три года, а у нас почти одновременно.

Фамильный герб династии Гонзага датируется 1394 годом.  Фото: Слово/Slovo
Фамильный герб династии Гонзага датируется 1394 годом.
Фото: Слово/Slovo

Первый из них, озаглавленный «Гонзага. История династии. Искусство и власть», представляет собой очерк рода с XI по XV век. Второй — «Золотой век династии Гонзага. Франческо и Изабелла» — является его хронологическим продолжением. Он сосредоточен на супружеской паре мантуанских маркизов — Франческо II Гонзаге (1466–1519) и Изабелле д’Эсте (1474–1539), заказчиках Андреа Мантеньи, Леонардо да Винчи и многих других великих. А также на ближайших родственниках Франческо и Изабеллы, оставивших глубокий след в истории и искусстве.

Лука Сарци Амаде. «Гонзага. История династии. Искусство и власть. Ренессанс в Италии». М.: Слово/Slovo, 2024. 280 с., ил.
Лука Сарци Амаде. «Гонзага. История династии. Искусство и власть. Ренессанс в Италии». М.: Слово/Slovo, 2024. 280 с., ил.

Первая часть рассказывает историю ломбардской семьи Гонзага с момента ее первого весомого появления в хрониках — в XI  веке, при великой графине Матильде Каносской, и до XIV века, времени первых представителей династии на престоле в Мантуе, а также несколько далее.

Лука Сарци Амаде. «Золотой век династии Гонзага. Франческо и Изабелла. Ренессанс в Италии». М.: Слово/Slovo, 2024. 304 c., ил.
Лука Сарци Амаде. «Золотой век династии Гонзага. Франческо и Изабелла. Ренессанс в Италии». М.: Слово/Slovo, 2024. 304 c., ил.

Вторая часть хороша именно тем, что она посвящена супружеской паре. Дело в том, что Изабелла д’Эсте, модель профильного рисунка Леонардо и холста Тициана, была одной из самых энергичных женщин своего времени. И чуть ли не все историки, рассматривавшие расцвет Мантуи периода ее жизни, сосредотачиваются на ней, полностью забывая о ее муже, собственно главе государства. Эта привычная фокусировка, подпитываемая феминистическим дискурсом, вводит в заблуждение. Мы забываем, что, несмотря на огромную роль культурных женщин, Ренессанс все-таки был миром мужской власти, войн, крови и насилия. Автор возвращает Франческо II на передний план, показывает его удачливым воином, а также основателем картинной галереи, любителем театра, покровителем искусств.

Андреа Мантенья. Фрагмент росписи Камеры дельи Спози. 1465-1474.  Фото: Wikimedia Commons
Андреа Мантенья. Фрагмент росписи Камеры дельи Спози. 1465-1474.
Фото: Wikimedia Commons

Лука Сарци Амаде, не будучи ученым — историком или искусствоведом, все-таки допускает погрешности, которые могут царапнуть специалистов. Например, внешность Лукреции Борджиа он иллюстрирует спорным портретом из Нима — дурной копией Бартоломео Венето, на котором изображена толстая брюнетка. Попадаются и чересчур однозначные атрибуции экспонатов, и слишком смелые обобщения исторических тенденций, без полутонов. Но этого совсем немного, лишь капелька дегтя. В остальном оба тома, как и вся эта серия, являются прекрасными подарочными изданиями с огромным количеством иллюстраций и множеством познавательных фактов. 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+