18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Эрмитаже — весь Мюнхгаузен, до последней вишневой косточки

Альбрехт Дюрер
. «Свинья урод из Ландсера». 
1496.  Фото: Государственный Эрмитаж
Альбрехт Дюрер
. «Свинья урод из Ландсера». 
1496.
Фото: Государственный Эрмитаж
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

Самый правдивый литературный герой и его прототип удостоились собственной выставки в Малом Манеже. Место выбрано правильное: прежде здесь занимались выездкой, а барон был поклонником лошадей и держал одну, которая никак не могла напиться

Из досье Государственного Эрмитажа. Иероним Карл Фридрих фон Мюнхгаузен родился 13 мая 1720 года в городке Боденвердер (курфюршество Ганноверское) в семье подполковника Отто фон Мюнхгаузена. В 1735 году начал службу пажом при дворе герцогов Брауншвейг-Вольфенбюттельских. В феврале 1738-го прибыл в Петербург для службы пажом герцога Антона Ульриха Брауншвейгского. Принимал участие в церемонии венчания герцога и принцессы Анны Леопольдовны, правительницы-регентши России; участвовал в русско-турецкой войне. В декабре 1738 года переведен в Ригу в Брауншвейгский кирасирский полк. В 1744-м встречал следовавшую в Петербург 15-летнюю принцессу Софию Августу Фредерику Ангальт-Цербстскую, в будущем Екатерину II. В том же году женился на Якобине фон Дунтен, дочери судьи. Осенью 1750 года барон получил годичный отпуск в Боденвердер для решения наследственных дел. Назад он не вернулся и был исключен из списка полка. Умер в 1797 году.

Иоганн Генрих Тидеман. 
Телескоп
. Германия, Штутгарт, середина XVIII в.  Фото: Государственный Эрмитаж
Иоганн Генрих Тидеман. 
Телескоп
. Германия, Штутгарт, середина XVIII в.
Фото: Государственный Эрмитаж

Эрмитаж решил соединить исторического персонажа и литературный образ. Для этого, помимо своих предметов, музей показывает документы и материалы из десятка архивов, библиотек и музеев Петербурга и Москвы; большинство демонстрируется впервые. Куратор выставки Наталья Бахарева справедливо решила, что Мюнхгаузена должно быть не просто много, а очень много, поэтому под сводами Манежа разместилось более 500 артефактов. От портретных миниатюр до печных изразцов, от ореховых кресел до дамских ботинок из шелка. Плюс архитектурные чертежи, конская упряжь и прочая, и прочая. Разумеется, не обошлось без пушки, на ядре которой Мюнхгаузен летал в осажденный неприятельский город и обратно. Вот высокие сапоги кирасирские из «вареной кожи» со шпорами. Такие «вездеходы» могли быть только у Мюнхгаузена. Стопа свадебная с надписью «Да здравствует мое сокровище!» могла использоваться на бракосочетании барона с горячо любимой девушкой.

Ружьё, из которого можно стрелять вишнёвыми косточками
  Силезия, XVII в.  Фото: Государственный Эрмитаж
Ружьё, из которого можно стрелять вишнёвыми косточками
 Силезия, XVII в.
Фото: Государственный Эрмитаж

На самых почетных местах — автографы нашего героя. Расписка о получении патента на чин корнета, письмо с просьбой о продлении отпуска, челобитная Елизавете Петровне с той же просьбой. Рядом — родословная книга Мюнхгаузенов и предметы из фарфорового сервиза, принадлежавшего кузену героя выставки — Герлаху Адольфу барону фон Мюнхгаузену, ганноверскому премьер‑министру, основателю и куратору Гёттингенского университета.

К слову, о фарфоре. Треугольный лоток из большого Охотничьего сервиза Мейсенской мануфактуры относится к историям об охоте, которыми так гордился Мюнхгаузен. В духе барона, вещь не самая удобная, но смотрится красиво. Рядом выставлена картина Иоганна Фридриха Гроота «Утка в тростниках». И конечно, хит выставки — ружье XVII века, из которого можно стрелять вишневыми косточками. Это подтвержденный факт, и остается сделать лишь один шаг от него к гипотезе, что на голове оленя может вырасти вишневое дерево.

Мишель-Виктор Асье
. Миска с крышкой из Охотничьего сервиза. 
Россия, Императорский фарфоровый завод, конец XVIII в.  Фото: Государственный Эрмитаж
Мишель-Виктор Асье
. Миска с крышкой из Охотничьего сервиза. 
Россия, Императорский фарфоровый завод, конец XVIII в.
Фото: Государственный Эрмитаж

Еще как может — и это доказывают раритетные издания о приключениях барона. Граф Фридрих Линар в 1761 году издал первые рассказы о Мюнхгаузене, не называя его имени. В 1786-м вышла знаменитая книга Рудольфа Эриха Распе; уже в 1792 году появился ее первый русский перевод Николая Осипова «Не любо не слушай, а лгать не мешай». В 1923 году Корней Чуковский пересказал Распе, сделав барона «Мюнхаузеном». Эта книга с тех пор неоднократно переиздавалась. А для самых нетерпеливых — книжка-раскладушка о приключениях барона, изданная в 1939 году в Ленинграде артелью «Красный бумажник». Всего шесть абзацев текста.

Государственный Эрмитаж
«Приключения барона Мюнхгаузена в России»
До 15 сентября

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
6
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
7
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+