18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мастериц и художниц постепенно освобождают от мужского «канона»

Чайная пара из раннего мейсенского фарфора, расписанная безымянной мастерицей. 1725–1730.  Фото: Sotheby's
Чайная пара из раннего мейсенского фарфора, расписанная безымянной мастерицей. 1725–1730.
Фото: Sotheby's
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

Каталог выставки «Оставленный ею след. История художниц в Европе. 1400–1800» выводит на авансцену «заурядное» искусство. И предлагает задуматься: действительно ли оно заурядно или такое отношение стало следствием доминировавших гендерных шаблонов?

Это издание было подготовлено к недавней совместной выставке Балтиморского художественного музея и Художественной галереи Онтарио. Книга важна тем, что дает научную оценку «состояния дисциплины», сформулированную в редакторском предисловии и подробно представленную в девяти тематических эссе. Она также содержит полную визуализацию одноименной выставки с сопутствующим каталогом.

Предисловие начинается с обзора того, как оценивались европейские художницы и разного рода мастерицы раннего Нового времени. В целом это довольно грустная многовековая история об искусствоведах, кураторах и арт-критиках, преимущественно мужчинах, которые или считали женское творчество вторичным по отношению к мужскому, или сознательно игнорировали само существование художниц вместе с целыми областями визуального искусства, где доминировали женщины. Положение улучшается после выхода работ искусствоведов-феминисток, начиная с 1970-х годов, хотя, как утверждается в предисловии к книге, нынешняя ситуация с «повторными открытиями», отчасти подпитываемая коммерческими устремлениями, по-прежнему ограничена «каноном», придуманным мужчинами для мужчин. Как отмечают редакторы, «в те времена организация выставки, посвященной художницам, была захватывающей и приятной… но также ясно давала понять, что наша коллективная точка зрения продолжает формироваться под влиянием представлений об исключительных и единичных гениях».

Andaleeb Badiee Banta, Alexa Greist, Theresa Kutasz Christensen. Making Her Mark: A History of Women Artists in Europe, 1400–1800 / При участии Babette Bohn, Madeleine C. Vilijoen, Yassana Criozat-Glazer, Brittany Luberda, Virginia Treanor and Paris A. Spies-Gans. Goose Lane Editions. 264 с.: 300 цв. ил. $60. На английском языке
Andaleeb Badiee Banta, Alexa Greist, Theresa Kutasz Christensen. Making Her Mark: A History of Women Artists in Europe, 1400–1800 / При участии Babette Bohn, Madeleine C. Vilijoen, Yassana Criozat-Glazer, Brittany Luberda, Virginia Treanor and Paris A. Spies-Gans. Goose Lane Editions. 264 с.: 300 цв. ил. $60. На английском языке

Знаменитая выставка Энн Сазерленд Харрис и Линды Нохлин «Художницы 1550–1950» (Художественный музей округа Лос-Анджелес, 1976) с ее широким географическим и хронологическим охватом здесь прославляется как «основополагающая», даже несмотря на то, что сегодня ее критикуют. «Подход выставки к пониманию вклада женщин и их статуса в художественной культуре Европы раннего Нового времени по-прежнему в значительной степени соответствовал установленному мужчинами критерию исключительного мастерства владения кистью». На что Харрис и Нохлин наверняка ответили бы, что революции нужно с чего-то начинать.

Так или иначе, «Оставленный ею след», скорее, берет пример с книги «Старые мастерицы: женщины, искусство и идеология» (1981) авторства Розики Паркер и Гризельды Поллок, которые стремились ниспровергнуть, а не дополнить канон. Помня о том, что Поллок называет «геттоизацией», редакторы «не отрицают участия художников-мужчин и не пытаются преподнести фантастический мир, в котором мастерицы действовали независимо от обстоятельств». Основная заявленная цель — бросить вызов картиноцентричному нарративу и двигаться к более разнообразной, инклюзивной и, следовательно, точной оценке «творческих достижений женщин».

Чашка из раннего мейсенского фарфора, расписанная безымянной мастерицей. Около 1725.   Фото: Sotheby's
Чашка из раннего мейсенского фарфора, расписанная безымянной мастерицей. Около 1725.
Фото: Sotheby's

В первом эссе «Не увидено, не услышано» Андалиб Бади Банта с намеком на праведный гнев «Старых мастериц» призывает к поиску маргинализированной «заурядной художницы». Ведь фигуры вроде Софонисбы Ангишолы (Ангвиссолы), Элизабет Луизы Виже-Лебрен, Артемизии Джентилески и Луисы Рольдан были исключением, а не правилом. Как именно они добились благосклонности элиты и известности, рассматривается в главе авторства Пэрис А. Спайс-Ганс.

Другие эссе посвящены художественным материалам и техникам (текстиль, рисунки, гравюры) или распространенным практикам, в частности совместному использованию мастерской, а также более широким темам, например «науке», которая охватывала множество мастериц и жанров — от ботанических акварелей до восковых анатомических моделей. Последнее эссе расширяет дискуссию до темы «Европейские мастерицы в глобальном контексте».

Авторы ясно дают понять, что этот труд не может быть исчерпывающим, поскольку вопросы, связанные, к примеру, с социальными классами, еще только предстоит подробно исследовать. Но их призыв к дальнейшим действиям очевиден.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+