18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шерборн-Хаус, спасенный местным предпринимателем, вновь стал центром искусств

После реставрации особняк Шерборн-хаус вновь готов отвечать культурным запросам местного населения. Фото: Space Design
После реставрации особняк Шерборн-хаус вновь готов отвечать культурным запросам местного населения.
Фото: Space Design
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

Возрождение георгианского особняка в английском графстве Дорсет произошло почти чудесным образом, роль волшебника взял на себя меценат Майкл Кэннон. Среди проведенных в доме работ особое значение имела реставрация росписей Джеймса Торнхилла

Одной из главных задач волонтеров в Шерборн-Хаусе — стоящем в самом центре одноименного городка в Дорсете особняке — было расставлять ведра под дырами в крыше. Во время сильных дождей задача становилась непосильной, и вода стекала прямо по самому эффектному произведению искусства в Шерборн-Хаусе — созданной в 1720-х годах Джеймсом Торнхиллом росписи с героями древнегреческих мифов, полностью покрывающей стены и потолок над лестницей.

Дом, стоявший на подпорках из строительных лесов, был внесен в национальный реестр важных объектов архитектуры, находящихся под угрозой, но надежды получить финансирование из Фонда лотереи «Культурное наследие» или победить в шоу «Реставрация» на BBC не оправдались. Местные власти пришли к выводу, что не могут позволить себе его реставрацию. В 2007 году муниципалитет проголосовал за его продажу. Особняк приобрел застройщик, заплативший за него £3 млн. Казалось, что широкая публика больше никогда не получит доступ в Шерборн-Хаус.

Но вышло иначе. Сейчас дом отреставрировали от чердака до подвала, полностью заменили электропроводку и водопровод, внедрили современные технологии и открыли недавно как The Sherborne — центр искусств и туристический объект с бесплатным входом.

Особняк был спроектирован в 1720 году (скорее всего, дорсетским архитектором Бенджамином Бастардом) для политика и землевладельца Генри Сеймура Портмана. Дом на холме выглядел величественно, но его задняя часть оставалась беспорядочной смесью нового, старого тюдоровского и средневекового зданий. Портман умер в 1728 году, скорее всего так и не увидев ни достроенного дома, ни впечатляющей росписи, заказанной Торнхиллу.

Шерборн-хаус до реставрации.  Фото: Space Design
Шерборн-хаус до реставрации.
Фото: Space Design

Позднее дом не раз переходил из рук в руки, что уберегло его от существенных переделок. Среди владельцев был известный актер Уильям Макриди, который в 1854 году пригласил Чарльза Диккенса провести публичные чтения в пользу Шерборнского литературно-научного общества. К ярости Макриди, продажа билетов по пять шиллингов шла очень плохо. «Что такое крона? Столько стоит бутылка плохого вина, которое хлещут на приемах», — возмущался актер. Но все-таки снизил цену, и Диккенс почти три часа читал отрывки из «Рождественской песни» и других своих произведений в «битком набитом и душном зале».

Значительную часть ХХ века в доме располагалась школа лорда Дигби для девочек. Бывшие ученицы вспоминали, как приклеивали жвачку к определенным частям тела обнаженных херувимов Торнхилла, дополняя их анатомию. Затем здесь работал центр искусств, в котором прошло множество популярных выставок, несмотря на неуклонное ухудшение состояния постройки. Учреждение закрылось почти 20 лет назад.

Реставрационные работы в Шерборн-хаусе. Фото: Space Design
Реставрационные работы в Шерборн-хаусе.
Фото: Space Design

Еще в 2006 году Майкл Кэннон, предприниматель и любитель искусств из Западной Англии, разбогатевший на пабах и пивоваренном производстве и живший с женой Салли неподалеку от Шерборна, задумал было приобрести дом. Но все же отказался от этой затеи, решив, что реставрация обойдется слишком дорого. Однако в 2018-м новые собственники захотели избавиться от недвижимости. На сей раз Кэнноны купили ее и основали Фонд Шерборн-Хауса. Кэннон привлек Стефана Питмана из бюро Spase Design в качестве архитектора, а своего друга и соратника по барному делу Джереми Ли — в качестве коммерческого директора. Результаты оказались впечатляющими. «В доме нет ни одного элемента, который мы оставили бы как было: мы работали с каждой комнатой, с каждым этажом, с каждой дверью и каждым окном», — рассказывает Питман.

Значительная часть оригинальных материалов и элементов здания сохранилась. В числе прочего отреставрировали росписи Торнхилла и изысканную лестницу с инкрустацией. Цветовые схемы для помещений были взяты из оригинальных описей. Так, вновь появились фиолетовая комната с набитыми вручную бумажными обоями (Кэннон сам выбрал стиль шинуазри и дополнил пространство георгианским камином из своего собрания) и алая комната с изготовленными на заказ ткаными дамасскими обоями. А яркие ковры (Питман подчеркивает, что они «сотканы в Англии из английской шерсти») созданы на основе георгианских сборников узоров.

Майкл Кэннон не дожил до открытия: он умер в прошлом году в возрасте 84 лет. Ли и Питман говорят, что, хотя его вдова и остается попечительницей проекта, им очень грустно, что инициатор возрождения особняка никогда не увидит результат их работы. «Но Майкл все равно присутствует во всех частях дома», — уверен Питман.

Фонд Шерборн-Хауса обязался поддерживать проект на протяжении ближайших двух лет, после чего ожидается, что The Sherborne перейдет на самофинансирование за счет кафе, бара, ресторана и нового садового павильона из дерева и стекла, достаточно просторного, чтобы проводить в нем свадьбы, корпоративные мероприятия и кинопоказы.

Во сколько обошелся проект, полностью реализованный без каких-либо грантов, Питман и Ли сообщить отказались. «Очень дорого, — задумчиво произнес Ли. — Очень». 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+