18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Выставка-путешествие по биографии Марка Шагала учит замечать чудеса и верить в них

Фрагмент экспозиции «В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу» в Еврейском музе и центре толерантности.  Фото: Дима Жаров
Фрагмент экспозиции «В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу» в Еврейском музе и центре толерантности.
Фото: Дима Жаров
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

Проект «В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу» будет идти в Еврейском музее и центре толерантности до конца летних каникул и еще немного в сентябре. Здесь все продумано так, чтобы было интересно и взрослым, и детям

На скучных выставках посетители начинают считать ворон — на интересных можно посчитать селедку. А еще порисовать на стенах и вообще вести себя как в цирке (и при этом смотрительницы ничего не скажут). Именно такие возможности предлагает проект «В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу», который будет идти в Еврейском музее и центре толерантности до конца летних каникул и еще немного в сентябре. В конце концов, если на картинах Марка Шагала люди летают, а козы и рыбы играют на скрипке, то почему бы не позволить и зрителю вести себя как-то по-особенному? На выставке установлено строгое возрастное ограничение: нужно либо быть ребенком, либо позволить себе вернуться в детство хотя бы на время ее осмотра.

Фрагмент экспозиции «В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу» в Еврейском музе и центре толерантности. Фото: Дима Жаров
Фрагмент экспозиции «В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу» в Еврейском музе и центре толерантности.
Фото: Дима Жаров

Главным произведением здесь выступает автобиографическая книга Шагала «Моя жизнь», которую многим посетителям наверняка захочется прочитать целиком. Несколько эпизодов из нее предстали в виде фантазийных комнат-инсталляций. Первая посвящена рождению художника, которое обернулось настоящим чудом, ведь родился он мертвым. «Этакий, вообразите, бледный комочек, не желающий жить, — пишет он о себе в третьем лице. — Его кололи булавками, окунали в ведро с водой. И наконец он слабо мяукнул». Инсталляция демонстрирует, как могло бы выглядеть скромное убранство «маленького домика у дороги позади тюрьмы на окраине Витебска», где появился на свет Шагал; анимированное видео Елизаветы Скворцовой показывает превращенное в колыбель корыто.

Следующие две комнаты выставки-путешествия — именно так позиционируют проект его кураторы Ира Дворецкая и Мария Гадас — посвящены детству Шагала и его первым шагам в искусстве. Отец художника трудился грузчиком в селедочной лавке (в своей забрызганной рассолом одежде и с редкой слабой улыбкой он представлялся сыну «загадочным и грустным, каким-то непостижимым»), мать вела домашнее хозяйство, но была даровитой рассказчицей («Весь мой талант таился в ней, в моей матери»). О Витебске Шагал пишет как о родственнике или друге: «Мой грустный и веселый город! Ребенком, несмышленышем глядел я на тебя с нашего порога. И ты весь открывался мне. Если мешал забор, я вставал на приступочку. Если и так было не видно, залезал на крышу. И смотрел на тебя сколько хотел». Кто знает, возможно, маленькому Шагалу — тогда еще Мовше, а не Марку — хотелось протянуть руку к горизонту и потрогать громоздящиеся друг на друга крыши. На выставке это можно сделать легко: почти кубистический город из воспоминаний и картин художника выстроен здесь в виде интерактивной инсталляции.

Фрагмент экспозиции «В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу» в Еврейском музе и центре толерантности.  Фото: Дима Жаров
Фрагмент экспозиции «В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу» в Еврейском музе и центре толерантности.
Фото: Дима Жаров

В разделе о животных — а искусство Шагала населено лошадьми и коровами, петухами и рыбами — детям постарше предложено поиграть в театр теней, а для малышей оставлен целый ворох пальчиковых игрушек. Взрослым же будет любопытно узнать о том, что общего находил художник между женщиной и коровой (в поэтическом смысле).

Дальше посетители знакомятся с Беллой — женой и музой Шагала, а затем, шагнув внутрь волшебного шкафа, оказываются в Париже. «Мой второй Витебск», — называл этот город художник. Там он работал, как сообщает очередной отрывок из книги, натягивая на подрамники вместо холстов собственные скатерти, простыни и ночные сорочки, разрезанные на куски. Причем работал нагишом — за этим фактом следует признание: «Терпеть не могу одежду и всю жизнь одеваюсь как попало».

В конце путешествия посетителям предлагается переоблачиться в цирковых артистов (Шагал отзывался о цирке как о волшебстве), поучиться жонглировать, оставить на стене автограф, а затем, вооружившись зеркалом, найти в нем отражение города, который завис вверх тормашками под потолком. И представить, будто ты сам идешь по небу.

Да, глазеть здесь следует не только по сторонам, но и наверх: там много чего интересного, включая косяк селедок. А на стенах, конечно, висит искусство: около десятка работ самого Шагала, а еще графика Григория Ингера из серии «Мое детство» и иллюстрации Натана Альтмана к рассказам Шолом-Алейхема.

Фрагмент экспозиции «В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу» в Еврейском музе и центре толерантности.  Фото: Дима Жаров
Фрагмент экспозиции «В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу» в Еврейском музе и центре толерантности.
Фото: Дима Жаров

Оформлением выставки занимались сразу пять художников: Екатерина Галактионова, Ангелина Ермачкова, Любовь Леонова, Юрий Мелексетян и Нина Якимова. Свою задачу они выполнили играючи, избежав слишком прямолинейных ходов — никаких парящих под потолком влюбленных.

Замысел авторов проекта, очевидно, состоит не только в том, чтобы познакомить детей с искусством Марка Шагала, но и в том, чтобы научить их видеть чудесное и необыкновенное в обыденном — работы самого мечтательного авангардиста создают для этого подходящий контекст. Взрослым, утратившим с годами этот навык, выставка тоже будет полезна — ее покидаешь с ощущением, что уж лучше не синица в руках, а селедка в небе.  

Еврейский музей и центр толерантности
«В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу»
До 6 сентября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+