18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пермская фабрика Гознака и Пермский краеведческий музей выпустили банкноту

Необычным проектом — выпуском сувенирной банкноты — Пермская печатная фабрика Гознака и Пермский краеведческий музей отмечают 300-летие города. Фото: Пермская фабрика Гознака/Пермский краеведческий музей
Необычным проектом — выпуском сувенирной банкноты — Пермская печатная фабрика Гознака и Пермский краеведческий музей отмечают 300-летие города.
Фото: Пермская фабрика Гознака/Пермский краеведческий музей
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

Одна сторона банкноты «сухопутная», другая — «морская». Все изображения сделаны специалистами художественной̆ студии Пермской печатной фабрики на основе экспонатов и разработок музейных сотрудников

Необычным проектом — выпуском сувенирной банкноты — Пермская печатная фабрика Гознака, одна из двух в стране фабрик, печатающих деньги, и Пермский краеведческий музей отмечают 300-летие города. Тема проекта — «пермь», геологический период, длившийся 47 млн лет. «В сотрудничестве с Пермским краеведческим музеем мы разработали интеллектуальный сувенир — первую сувенирную банкноту в серии „Музеи. Память о веках“, где применили весь накопленный нами опыт, чтобы повысить интерес и познакомить пермяков и гостей нашего города с историей региона и уникальными технологиями Гознака», — рассказал Виктор Осетров, директор Пермской печатной фабрики, филиала АО «Гознак».

Пермская печатная фабрика Гознака уже выпускала рекламные банкноты, а теперь запустила сувенирное направление.  Фото: Пермская фабрика Гознака/Пермский краеведческий музей
Пермская печатная фабрика Гознака уже выпускала рекламные банкноты, а теперь запустила сувенирное направление.
Фото: Пермская фабрика Гознака/Пермский краеведческий музей

Пермская печатная фабрика Гознака уже выпускала рекламные банкноты, а теперь запустила сувенирное направление; такие банкноты не являются платежным средством, но позволяют продемонстрировать все возможности современной высокотехнологичной полиграфии. Именно благодаря им в одну купюру удалось «зашить» множество изображений: и окаменелости, и реконструкции животных и растений пермского периода, существовавших 299–252 млн лет назад. Название периоду (которое звучит одинаково на всех языках) дала именно Пермь: здесь в середине XIX века были найдены специфические геологические формации. Кстати, именно они определили промышленное процветание региона сейчас, а палеонтологическая коллекция местного музея, основанного 135 лет назад, очень богатая.

В одну купюру удалось «зашить» множество изображений: и окаменелости, и реконструкции животных и растений пермского периода, существовавших 299– 252 млн лет назад.  Фото: Пермская фабрика Гознака/Пермский краеведческий музей
В одну купюру удалось «зашить» множество изображений: и окаменелости, и реконструкции животных и растений пермского периода, существовавших 299– 252 млн лет назад.
Фото: Пермская фабрика Гознака/Пермский краеведческий музей

«У Перми есть узнаваемые „бренды“, — рассказала заместитель директора по развитию Пермского краеведческого музея Юлия Глазырина, — от Пермского театра оперы и балета до смешного выражения „пермяк — соленые уши“. Однако по-настоящему мировое явление, связанное с Пермью, одно: это пермский период. Сотрудничество с Пермской печатной фабрикой Гознака дало нам возможность выйти на новый уровень презентации геологического наследия и издать высокотехнологичный сувенир тиражом 37 тыс. экземпляров, удивительным для регионального музея».

Одна сторона банкноты «сухопутная», другая — «морская». Все изображения сделаны специалистами художественной студии Пермской печатной фабрики на основе экспонатов и разработок научных сотрудников Пермского краеведческого музея. Лицевая сторона решена в охровых тонах, тут изображен венценосный ящер эстемменозух, стрекоза арктотипус сылвензис (по названию реки Сылва), ящер «короткомордый с Камы», листья прародителей папоротника и дерева гинкго.

Одна сторона банкноты «сухопутная», другая — «морская».  Фото: Пермская фабрика Гознака/Пермский краеведческий музей
Одна сторона банкноты «сухопутная», другая — «морская».
Фото: Пермская фабрика Гознака/Пермский краеведческий музей

Защитные элементы, которые применяют при печати денег, использованы тут творчески: помимо водяных знаков и микротекстов, горячего тиснения металлизированной фольгой и растра, имеется оптически переменный защитный элемент (эффект возникает при наклоне банкноты —изображение становится разноцветным). Люминесценция под воздействием УФ-излучения заставляет светиться крылья стрекозы, а ИК-образ проявляет фрагменты скелетов венценосного ящера и платиопозавра, которые были найдены при раскопках и сейчас хранятся в коллекции Пермского краеведческого музея.

Банкнота выпущена тиражом 37 тыс. экземпляров и продается по 1 тыс. руб. Кроме того, представлено 50 полноформатных печатных листов, которые особо ценятся бонистами.

При создании банкноты использовано 18 типов защитных элементов, в том числе УФ-люминесценция.  Фото: Пермская фабрика Гознака/Пермский краеведческий музей
При создании банкноты использовано 18 типов защитных элементов, в том числе УФ-люминесценция.
Фото: Пермская фабрика Гознака/Пермский краеведческий музей

Серия «Музеи. Память о веках», старт которой был дан «пермской банкнотой», будет продолжена, переговоры с несколькими музеями уже ведутся. А Пермский крае­ведческий музей вот-вот получит отдельное здание для своей палеонтологической коллекции. «Мы завершили разработку научной концепции и начинаем проектирование дизайн-концепции музея „Пермский период“ в одном из исторических корпусов бывшего вагоноремонтного завода им. А.А.Шпагина, — рассказала Татьяна Вострикова, директор Пермского краеведческого музея. — Здесь мы оказываемся соседями Пермской художественной галереи (для нее на территории завода строится отдельное здание) и получаем выход к долине реки Егошихи, где есть обнажения геологических слоев пермского периода, которые превращаются в своеобразный site-specific-объект. Новый музей будет не только показывать палеонтологию, но и рассказывать о геологических ресурсах края, а также будет включать детский центр и открытые лаборатории по изучению палеонтологических находок». Новый музей планируется открыть в ближайшие три года. 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+