18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как творил Микеланджело в последние три десятилетия своей жизни

Микеланджело Буонарроти. «Наказание Тития». 1532.  Фото: Royal Collec/on Trust/His Majesty King Charles III 2024
Микеланджело Буонарроти. «Наказание Тития». 1532.
Фото: Royal Collec/on Trust/His Majesty King Charles III 2024
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Микеланджело Буонарроти не было и 30, когда он изваял «Давида» из цельного куска каррарского мрамора. Ему было под 40, когда он в одиночку расписал потолок Сикстинской капеллы. Но художник дожил до 88 лет и продолжал работать до самого конца

Микеланджело (1475–1564) не было и 30, когда он закончил работу над монументальной скульптурой «Давид» (1504) из цельного куска каррарского мрамора. Ему было под 40, когда он в одиночку расписал фресками огромный потолок Сикстинской капеллы в Ватикане. Но художник дожил до 88 лет и продолжал работать до самого конца.

Выставка в Лондоне рассказывает о последнем этапе жизни Микеланджело, начиная с его возвращения в Рим из Флоренции в 1534 году в возрасте 59 лет. Именно в этот период он закончил работу над «Страшным судом» — огромной фреской на алтарной стене Сикстинской капеллы, а также изменил облик папского Рима серией архитектурных проектов, которые до сих пор остаются визитной карточкой города. «Микеланджело. Последние десятилетия» реконструирует внутренний мир и ключевые идеи художника в последнюю треть его жизни на материале 50 рисунков и еще полусотни других произведений искусства и объектов.

Микеланджело Буонарроти. Эскиз одной из фигур для „Страшного суда“». 1534–1536.  Фото: The Trustees of the Bri/sh Museum
Микеланджело Буонарроти. Эскиз одной из фигур для „Страшного суда“». 1534–1536.
Фото: The Trustees of the Bri/sh Museum

Сюжетную основу выставки составляет противоречие между внутренними терзаниями гения, кульминацией которых служат его очень поздние рисунки Распятия, и его узким кругом друзей и соавторов. Эти аспекты соединяются в открывающей экспозицию работе — портрете художника, написанном его земляком Даниеле да Вольтерра. Предоставленный во временное пользование Музеем Тейлора в Харлеме, этот рисунок далеко не идеализирует своего героя: знаменитый приплюснутый нос Микеланджело, сломанный в драке в подростковом возрасте, выставлен буквально напоказ в этой композиции, пронизанной смятением и молчаливостью.

В открывающем выставку разделе представлены материалы, связанные со «Страшным судом», в том числе подготовительные рисунки и большая цветная проекция самой фрески. Откровенное изображение мужской красоты в таких работах, как «Эскиз ангела и других фигур для „Страшного суда“», может навести на мысли о сексуализации, но куратор выставки Сара Ваулз считает, что «здесь все иначе». По ее словам, для автора фрески, шокировавшей духовенство XVI века, «человеческое тело — это в первую очередь творение божье», а не нечто, «призванное пробуждать желание».

Выставка не обходит вниманием эмоциональную привязанность Микеланджело к Томмазо деи Кавальери, итальянскому дворянину, с которым художник познакомился в начале 1530-х годов. (Ваулз говорит, что она, по всей вероятности, так и осталась платонической.) Еще один раздел организаторы выстроили вокруг более духовной дружбы Микеланджело с поэтессой, аристократкой Витторией Колонной. Здесь кураторы используют шедевр из собственного собрания Британского музея «Христос на Кресте» (1538–1541) — возвышенный религиозный рисунок, созданный для Колонны. Многочисленные монохромные рисунки дополнены яркими картинами, созданными в соавторстве, в числе которых «Христос изгоняет торговцев из храма» (около 1550–1555), написанная Марчелло Венусти на основе композиции мастера. Также представлены три рисунка Микеланджело, в которых он разрабатывал фигуру Христа.

Марчелло Венусти. «Христос изгоняет торговцев из храма». Около 1550–1555.  Фото: The National Gallery, London
Марчелло Венусти. «Христос изгоняет торговцев из храма». Около 1550–1555.
Фото: The National Gallery, London

По словам Ваулз, поздние архитектурные заказы «тяготили» Микеланджело. Вскоре после возвращения в Рим он переделал палаццо Фарнезе, первоначально построенное другим тосканцем, Антонио да Сангалло Младшим. Добавив один этаж и характерный глубокий карниз, он создал эталонный образец дворца эпохи Высокого Возрождения. Здание представлено в экспозиции изящным эскизом окна из оксфордского Музея Ашмола. А работа Микеланджело над собором Святого Петра, строительство которого растянулось на десятилетия и было завершено уже после его смерти, представлена эскизами купола и лантерны из Музея Тейлора.

Стареющий и теряющий физическую силу, Микеланджело все чаще обращался к образу распятого Христа. Эти изображения, созданные художником в последние годы жизни, входят в число самых известных, вызывающих наибольшее восхищение и, вероятно, самых непонятых его рисунков. В экспозиции представлено шесть таких распятий, в том числе два из Королевской коллекции. Ученые все еще работают над их интерпретацией.

Виттория Колонна входила в круг реформистски настроенных христиан, некоторых из них преследовала инквизиция. Растущая одержимость Микеланджело спасением через благодать вызывала предположения, что в его религиозности могли быть нотки протестантизма; об этом якобы могли свидетельствовать и глубоко медитативные, очень личные рисунки Распятия. «Я не считаю, что Микеланджело был протестантом», — подчеркивает Ваулз. Хотя в поздних рисунках он действительно «использует Священное Писание как отправную точку для созерцания», что согласуется с идеями протестантских реформаторов его времени, это не отменяет того, что художник посещал мессы и уделял внимание таинствам. «Кроме того, — добавляет куратор, — он работал на папу римского». 

Британский музей
«Микеланджело. Последние десятилетия»
До 28 июля

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
3
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
4
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
5
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
6
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+