18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Апокалипсис сегодня: как спасали дом художника, ожидавшего второго пришествия

Дом Исайи Робертсона издалека похож на художественный аттракцион.  Фото: Fred Scruton
Дом Исайи Робертсона издалека похож на художественный аттракцион.
Фото: Fred Scruton
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Самодеятельный художник Исайя Робертсон все свободное время посвящал украшению своего жилища образами и символами, навеянными Откровением Иоанна Богослова. Со временем оказалось, что этот дом — главная достопримечательность города Ниагара-Фолс

Многие живописцы вдохновляются видами колоссальных водопадов неподалеку от города Ниагара-Фолс, но Исайя Робертсон был уверен, что именно здесь случится второе пришествие. Он называл себя пророком Исайей и посвятил годы украшению своего дома изнутри и снаружи, разрисовывая деревянные декоративные элементы замысловатыми символами, в том числе звездами и крестами. Его жилище в спальном пригороде, окруженное зданиями с кирпичными или обитыми виниловым сайдингом стенами, резко выделялось на этом фоне яркими калейдоскопическими ассамбляжами, которые с годами становились все более изощренными и обогащались такими деталями, как, например, 7,5-метровый разноцветный крест.

«Я провел там огромное количество времени и видел, как у дома постоянно останавливались проезжавшие мимо машины, потому что это захватывающее зрелище. Робертсон любил общаться с людьми и водить экскурсии», — рассказывает американский фотограф Фред Скратон, документирующий арт-пространства по всей стране. Он впервые побывал в месте, известном как «Дом второго пришествия пророка Исайи», в 2010 году. «Он даже не претендовал на авторство. Он говорил, что это Бог движет его рукой», — уточняет Скратон.

Исайя Робертсон родился на Ямайке в 1947 году. Сначала он перебрался в канадскую провинцию Онтарио, а в 2004-м переехал в Ниагара-Фолс. Плотник по профессии, он принимал участие в ремонте местной церкви и в этот период пережил некий опыт, который впоследствии называл пророчеством.

После смерти Робертсона в 2020 году будущее дома оказалось под вопросом. Хотя город Ниагара-Фолс входит в число самых популярных в стране туристических мест, с 1960-х годов его население неуклонно сокращается и он сталкивается с теми же экономическими проблемами, что и многие другие города так называемого Ржавого пояса (ряда индустриальных регионов на севере США, пришедших в упадок). Скратон обратился в расположенный в Висконсине Фонд семейства Колер, который специализируется на арт-пространствах, с просьбой помочь сохранить, по его собственному выражению, «частицу волшебства в этом небогатом спальном районе».

Исайя Робертсон называл себя пророком Исайей и посвятил годы украшению своего дома изнутри и снаружи, разрисовывая деревянные декоративные элементы замысловатыми символами, в том числе звездами и крестами.  Фото: Kohler Foundation/Isaiah Robertson's Second Coming House
Исайя Робертсон называл себя пророком Исайей и посвятил годы украшению своего дома изнутри и снаружи, разрисовывая деревянные декоративные элементы замысловатыми символами, в том числе звездами и крестами.
Фото: Kohler Foundation/Isaiah Robertson's Second Coming House

«Фонд Колер старается сохранять арт-пространства in situ, на первоначальном месте, если есть такая возможность, — говорит Лизл Тествейде, старший менеджер фонда по охране объектов. — Этот дом — луч надежды в довольно-таки депрессивном районе, он дает местным жителям повод для гордости и делает культуру Ниагара-Фолса богаче».

Фонд приобрел дом и прилегающую к нему территорию, после чего в 2021 году к их реставрации привлекли фирму B.R.Howard & Associates (BRH). Сложность задачи была обусловлена не только «плотностью» искусства — от рисунков на асфальте, изображающих семь печатей из Откровения Иоанна Богослова, до украшенных камней на клумбе, символизирующих гробницу Христа, — но и тем, что суровые местные зимы не пощадили его. Все мельчайшие детали вплоть до последней резной звезды тщательно задокументировали, оценили их состояние, после чего объект полностью демонтировали.

«Мы напечатали десятки увеличенных изображений под разными углами и создали миниатюрную трехмерную дио­раму, — рассказывает Брейден Ховард, ведущий менеджер проектов и помощник реставратора в BRH. — Затем сгенерировали цифровую модель, которая помогла нам понять, в какой последовательности нужно монтировать опоры и слои декоративных частей, чтобы все элементы крепко держались вместе».

Для обеспечения долгосрочной стабильности некоторые из элементов заново собранного «Дома второго пришествия» заменили репликами из поливинилхлорида, в точности воспроизводящими свободный стиль Робертсона. Еще в октябре 2023 года объект был передан в дар Региону национального наследия Ниагарского водопада (NFNHA). Этим летом дом планируется открыть в качестве арт-центра и пространства для общения местных жителей.  

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
6
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
7
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+