18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

От A до Z с остановкой в Ленинграде: книга о Евгении Михнове-Войтенко

Евгений Михнов-Войтенко. «Композиция». 1956.  Фото: Музей AZ
Евгений Михнов-Войтенко. «Композиция». 1956.
Фото: Музей AZ
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Музей AZ запустил новую издательскую серию, посвященную авторам, которые представлены в его собрании. Первой в серии стала книга о ленинградском художнике-нонконформисте Евгении Михнове-Войтенко, которого неплохо знают в Питере, но пока мало в Москве

Буквы в названии Музея AZ будто бы переросли инициалы московского художника-нонконформиста Анатолия Зверева, которому он посвящен. По мере расширения коллекции Наталии Опалевой, основательницы и директора музея, аббревиатуру хочется интерпретировать иначе — как диапазон имен от A до Z, или от А до Я. Новые буквы в собрании — МВ. А новая цифра — 107: именно столько работ Евгения Михнова-Войтенко (1932–1988), судя по «описи» на сайте музея, приобрела к настоящему времени Опалева. Видный представитель ленинградского андерграунда обогнал тем самым всех остальных в ее собрании, за исключением самого Зверева, представленного более чем 500 работами. Старый и новый фавориты собирательницы, незнакомые друг с другом при жизни, вступили в визуальный диалог на недавней выставке «Секунда, умноженная на вечность». Выпустили к ней и альбом «Евгений Михнов-Войтенко» — первый в серии «Художники из коллекции Музея AZ» (также готовятся книги о Франциско Инфанте, Лидии Мастерковой, Владимире Яковлеве и других нонконформистах).

Евгений Михнов-Войтенко. «Художники из коллекции Музея AZ» / Музей AZ. М., 2024. 224 с., ил.
Евгений Михнов-Войтенко. «Художники из коллекции Музея AZ» / Музей AZ. М., 2024. 224 с., ил.

Вступительную статью написал Георгий Соколов — петербургский искусствовед и экс-сотрудник Эрмитажа, где с 1979 года, что весьма любопытно, хранятся четыре картины Михнова. Именно с их атрибуции несколько лет назад Соколов начал прицельно изучать наследие художника: установил контакты с его родственниками, отснял по меньшей мере 2 тыс. работ (эксклюзивными снимками он делится в Telegram-канале «Михнов-Войтенко и его конкреции»), опубликовал ряд текстов, открывая новые и уточняя спорные детали.

Главное, что следует знать о Михнове-Вой­тенко, — это то, что он вместе с Владимиром Слепяном и Юрием Злотниковым стоял у истоков послевоенной абстракции в СССР. С 1956 года он создавал небольшие композиции (называя их условно «миниатюрами») из точек, спиралей, иероглифоподобных и биоморфных форм. К этим элементам возвращался на протяжении всей карьеры, оборвавшейся в 1988 году, когда ему было всего 56 лет.

На первый взгляд творческие поиски Михнова кажутся непоследовательными, а сам он — слишком «разным» и оттого непостижимым: то он выдавливает масло на холст прямо из тюбиков, то пробует приручить нитро­эмаль, то рисует кусочками грифеля, прикладывая их к бумаге плашмя, то моделирует композиции отпечатками рук. Но Соколов показывает, что обращение художника ко все новым материалам и техникам имеет свою логику. Проследить ее можно, просматривая каталожную часть: собрание Музея AZ отражает эксперименты Михнова в очень широком диапазоне. Репродукции дополнены цитатами самого мастера (который, например, признается в ужасе перед пустым холстом и бесконечными возможностями, которые сулит художественный акт), стихами его близкого друга Леонида Аронзона и комментариями гражданской жены Евгении Сорокиной.

Анатолий Зверев. «Проба». 1961. Фото: Музей AZ
Анатолий Зверев. «Проба». 1961.
Фото: Музей AZ

Общее место при разговоре о Михнове — параллели с Джексоном Поллоком. Сопоставление советских нонконформистов с западными звездами — тема щекотливая. Приходится признавать, что не обошлось без подражания, стремления опробовать сделанные «там» открытия — речь при этом вовсе не идет об эпигонстве. Соколов, как кажется, слишком уж трепетно оберегает своего героя от неудобных сравнений: из всех цитат Михнова о Поллоке выбирает подчеркнуто критическую и настаивает на том (не без аргументов, но в чем-то поспешно), что работы лидера абстрактного экспрессионизма вовсе не служили ленинградцу визуальными образцами. Очарованность искусствоведа художником вызывает симпатию, но порой хочется, чтобы автор был менее пристрастен. В целом же статья, хотя и написана по материалам одного музея, настолько основательна, что видится ни много ни мало эскизом монографии. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+