18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как жить красиво? Спросите у Франса Снейдерса

Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже.  Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Эрмитаж посвятил большую выставку мастеру натюрморта, его коллегам-современникам и последователям: 70 произведений 30 художников из собственного собрания, из ГМИИ им. А.С.Пушкина, Музея Академии художеств и из частных коллекций

У Франса Снейдерса (1579–1657) в музее собственный зал, где представлена серия больших натюрмортов «Лавки» — рыбная, мясная, овощная. Это пространство — само по себе художественный памятник, один из фирменных знаков Эрмитажа.

«Лавки» останутся на своем месте. Другие картины Снейдерса, его современников и последователей — всего 70 произведений 30 художников (45 — из собрания Государственного Эрмитажа, 15 — из ГМИИ им. А.С.Пушкина, 1 — из Музея Академии художеств и еще несколько — из частных коллекций) — составили основу проекта. Натюрморты характеризуются сложностью композиций и сюжетов, исключительной виртуозностью исполнения.

Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже.  Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

XVII век — эпоха моды на экзотические страны, публикации географических карт и ботанических атласов. Сценографы Эмиль Капелюш и Юрий Сучков построили выставку в Николаевском зале Зимнего дворца как тотальную инсталляцию. Публике предложено рассматривать изысканные натюрморты среди знаменитых фламандских кружев и шпалер, немецкой серебряной посуды и китайского фарфора. Первый подобный опыт был проведен в Эрмитаже полгода назад для показа одной картины Яна ван ден Хекке «Роскошный натюрморт». Теперь — расширенное продолжение.

Снейдерс начинал в мастерской Питера Пауля Рубенса, где специализировался на изображении плодов, фруктов, цветов, а также анималистике (жанр битой дичи в лавках был востребован новой, буржуазной публикой). На картине «Статуя Цереры» Рубенс изобразил скульптуру и архитектурный портал — Снейдерсу принадлежат две гирлянды плодов.

Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже.  Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

Пример сотрудничества двух других художников — «Мадонна с Младенцем в венке из цветов». Якобу Йордансу принадлежит авторство фигур, Андрису Даниельсу — всевозможных цветов.

В картинах с одинаковым названием «Повар у стола с дичью» натюрморт, буквально «мертвая природа», важнее живого персонажа. В дуэте Франс Снейдерс — Ян ван Букхорст первому принадлежат изображения мясных продуктов, второму — фигура решительного повара с большим ножом. Полотно Пауля де Воса и Якоба Йорданса выглядит элегичнее. Повар добродушен: явно доволен предоставленным ему выбором. Он держит в руках битого зайца, а на столе перед ним много разной дичи и омар «на десерт».

Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже.  Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

Впервые показан широкой публике натюрморт де Воса «Собаки и кошка» из собрания Эрмитажа. Две породистые борзые претендуют на голову быка, оставшуюся от разделки туши, кошка рассчитывает на свою долю от этого «пирога».

Если говорить о многозначности фламандского натюрморта, то душещипательная картина Снейдерса «Натюрморт с лебедем», конечно, не про еду. Тем более что мясо этой птицы несъедобно. Картина — про memento mori. Впрочем, об этом подтексты многих фламандских натюрмортов.

Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже.  Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

В «Охотничьей добыче» Яна Фейта блеск и роскошь картины не только в подборе персонажей, но и в контрастах фактур, в тектонике натюрморта. Живописец виртуозно соединил тяжелый бархат и легкий шелк, блеск фарфора, шерсти животных и винограда. «Великое искусство! Художники жизнь клали, чтобы этого достичь. Но надо вглядываться», — рекомендует Михаил Дединкин, сокуратор выставки.

Специально к выставке отреставрирован огромный, 278 на 559 см, эскиз («картон») для шпалеры «Охотничьи трофеи» — 60 бумажных листов, выполненных темперой и наклеенных на холст. Абрахам ван Дипенбек рисовал людей, Питер Буль — животных. Картон происходит из собрания Григория Потемкина. Реставрацию проводили специалисты эрмитажной лаборатории научной реставрации станковой живописи. Для предмета, которому почти 400 лет, сохранность дивная, устранены некоторые отслоения.

Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже.  Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

Также отреставрировано декоративное панно Абрахама Брейгеля и Давида де Конинка «Цветы среди архитектуры». Оба были мастерами натюрморта, тут представлен целый гербарий. Ему в рифму показаны акварели Марии Сибиллы Мериан из собрания Петербургского филиала Архива РАН.

Натюрморты Снейдерса и Фейта из собрания Константина Мауергауза и других частных коллекций изображают буквально все что угодно: собак, котов, воробьев, белок, омаров, виноград и землянику. В этом многообразии старые мастера видели «искусство жить».

Осенью фламандцы передут в ГМИИ им. Пушкина. У московской версии будет другой акцент — на становлении натюрморта как самодостаточного жанра.

Государственный Эрмитаж
«Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
До 8 сентября

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
4
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
5
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
6
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
7
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Несмотря на политические и экономические потрясения, для западного рынка русского искусства 2024 год стал годом рекордов. Однако на фоне бурно развивающегося локального арт-рынка он все еще находится в упадке
19.02.2025
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+