18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Вечный ремонт HMS Victory: искусственный интеллект против жуков-точильщиков

Больше столетия Victory служит туристической достопримечательностью, но числится на балансе флота.  Фото: The National Museum of the Royal Navy, Portsmouth
Больше столетия Victory служит туристической достопримечательностью, но числится на балансе флота.
Фото: The National Museum of the Royal Navy, Portsmouth

Реставрационные работы на легендарном судне, которое оказалось последним командным пунктом для адмирала Нельсона, обещают стать самыми основательными за два с половиной века. Как ни удивительно, от первоначального корабля сохранилось не так уж мало

Каждый день в базу данных, документирующую ход ремонтных работ на флагманском корабле адмирала Нельсона HMS Victory в исторических доках Портсмута, добавляются сотни новых фотографий. Корабельные плотники то здесь, то там обнажают его ребра, снимая прогнившие доски, которые уже не спасти, и заменяя их свежей древесиной. Эти снимки фиксируют каждый сантиметр ремонта, после которого, как надеются реставраторы, о состоянии корабля не придется беспокоиться еще около полувека. Нынешний проект уникален тем, что для ускорения процесса впервые используется искусственный интеллект (ИИ), разработанный магистрантами Саутгемптонского университета.

Программа ИИ для HMS Victory еще дорабатывается, но часть фотографий уже помечается тегами, вносится в базу данных и автоматически добавляется к цифровой трехмерной модели судна. Программа также учится распознавать и находить соответствия между изображениями, хранящимися в разных разделах базы данных. Барт Басенс, преподаватель Саутгемптонского университета и автор курса «Большие данные и анализ» в Лёвенском католическом университете, рассказал, что для автоматической классификации фотографий и артефактов его команда использовала большие языковые модели — алгоритмы глубокого обучения, способные распознавать, резюмировать и генерировать контент.

В наши дни HMS Victory, на котором лорд Нельсон разгромил силы французов и испанцев и встретил свою смерть в Трафальгарском сражении в 1805 году, остается самым старым в мире кораблем, официально находящимся в эксплуатации ВМФ. Хотя уже больше столетия судно по сути представляет собой туристическую достопримечательность и сейчас находится в ведении Национального музея Королевского флота, технически оно остается на балансе как флагманский корабль первого морского лорда.

Каждый день в базу данных, документирующую ход ремонтных работ на флагманском корабле адмирала Нельсона HMS Victory в исторических доках Портсмута, добавляются сотни новых фотографий.  Фото: The National Museum of the Royal Navy, Portsmouth
Каждый день в базу данных, документирующую ход ремонтных работ на флагманском корабле адмирала Нельсона HMS Victory в исторических доках Портсмута, добавляются сотни новых фотографий.
Фото: The National Museum of the Royal Navy, Portsmouth

Гнилая древесина, разорительный ремонт

Историк флота Брайан Лавери писал, что в 1884 году один адмирал, осмотревший HMS Victory, отметил, что может просунуть трость в дыры в его обшивке, и прокомментировал: «Пожалуй, никогда в истории вымпела не поднимали более гнилого корабля». К тому времени разорительные ремонтные работы велись почти непрерывно с 1765 года. Перед Трафальгарским сражением корабль вновь пришлось чинить, и лишь сентиментальная преданность павшему герою спасла HMS Victory от намеренного затопления после битвы.

Судно еще более века оставалось на плаву, и только в 1922 году его перевели в сухой док, где существенно перестроили. Во время Второй мировой войны кирпичная кладка, обвалившаяся после бомбежки, пробила дыру в корпусе, поэтому в 1950-е годы была запущена еще одна кампания по спасению Victory. Последний крупный ремонт провели в 1990-х, но нынешняя программа «Большая починка», которая должна продлиться не меньше десяти лет, станет самой основательной в истории корабля и обойдется, согласно оценкам, в £42 млн. Такелаж и мачты уже демонтировали, а корпус HMS Victory поместили в шатер из строительных лесов и брезента. Впрочем, посетители музея могут наблюдать за ходом восстановительных работ.

Каждый новый ремонт вызывает волну опасений, что от изначального корабля остается все меньше и меньше. По оценке старшего корабельного плотника Леонардо Бортолами, сейчас конструкция судна содержит как минимум 20% оригинальных материалов. На сей раз необходимо будет полностью заменить массивные ребра-шпангоуты и тысячи квадратных метров обшивки, в том числе значительную часть той, что добавили в 1990-е.

Изначально корабль был сделан из дуба, но в последнее столетие ситуация с этим сор­том древесины очень сложна. «Дуба попросту не достать, — говорит Бортолами. — Нам понадобилось бы 6 тыс. идеально прямых дубов, а такого количества нет ни в Англии, ни, пожалуй, где-либо еще в мире». Сейчас вновь используют тик, закупленный флотом десятилетия назад, но поверхность покроют тонкими дубовыми пластинами. По иронии судьбы предназначенную для этого дубовую древесину завезли из Франции.

Еще одна проблема связана с, по выражению археолога и музейного менеджера Родриго Пачеко-Руиса, «самым древним коренным населением Victory», а именно с прожорливыми жуками-точильщиками, чей род, вероятно, восходит к насекомым, заселившим корабль еще до его спуска на воду. После многочисленных дезинфекций в 1950-е было объявлено, что выжило всего 45 жуков. Но их потомки расплодились и теперь распространяются на соседние конструкции. Загвоздка в том, что они представляют собой большой научный интерес, являясь особой разновидностью, характерной исключительно для HMS Victory. Что делать с ними в этот раз, еще не решили. 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+