18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Бежецке появится Центр реставрации монументальной живописи

Фрагмент фасада особняка братьев Невортиных.  Фото: АНО «Консервация»
Фрагмент фасада особняка братьев Невортиных.
Фото: АНО «Консервация»
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Он займется сохранением и восстановлением храмовых фресок, найденных на северо-востоке Тверской области. Это наследие уникально, но на протяжении долгого времени оно оставалось без внимания и присмотра. Теперь ситуация должна измениться

Идея создания Центра реставрации монументальной живописи принадлежит проекту «Консервация», действующему при Всероссийском обществе охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Каждый сезон участники проекта организуют студенческие экспедиции в регионы Центральной России, где молодежь под руководством опытных реставраторов занимается сбором фрагментов старинных церковных фресок. Во время одной из таких экспедиций и родилась мысль создать площадку, которая будет работать на постоянной основе.

«Мы тесно сотрудничаем с преподавателям кафедры реставрации монументально-декоративной живописи Строгановского университета Александрой Борисовной Гребенщиковой и Варварой Викторовной Сергиеней, которые много лет занимаются древнерусскими памятниками, — рассказывает руководитель проекта «Консервация», заместитель председателя ВООПИиК Евгений Соседов. — Они работали в Успенском соборе Московского Кремля, в Новодевичьем монастыре, в храмах Новгорода. Их экспертиза, а также многих других специалистов станет основой для работы Центра реставрации монументальной живописи». Аналогичные институции уже есть в Новгороде и Пскове, они занимаются поиском и сохранением древнерусских фресок.

Сохранившиеся росписи в храме Иоанна Богослова, где сейчас располагается музыкальная школа.  Фото: АНО «Консервация»
Сохранившиеся росписи в храме Иоанна Богослова, где сейчас располагается музыкальная школа.
Фото: АНО «Консервация»

Проект в Бежецке получил поддержку региональных властей — будущему центру нашли временную площадку для хранения экспонатов в одном из помещений ТЭЦ. Оно уже использовалось в качестве депозитария: во время ремонта местного краеведческого музея здесь размещалась часть коллекции. Как только Центр реставрации монументальной живописи получит юридический статус учреждения культуры регионального значения, он переедет в другое здание. В качестве одного из вариантов называют особняк усадьбы Невор­тиных, признанный объектом культурного наследия регионального значения. Сейчас дом готовится к реставрации и сможет принять экспозицию через несколько лет. Часть экспонатов при этом может быть передана храмам. По словам Евгения Соседова, до конца летнего сезона вопрос с официальным статусом центра должен быть решен.

Уже сейчас к этому проекту подключились многие специалисты, включая реставраторов из Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и других федеральных музеев. Они собирают и восстанавливают фрагменты монументальной живописи из храмов в окрестностях Бежецка и в близлежащих районах. Именно эти находки составят основу коллекции будущего центра. Одновременно он будет заниматься просветительской работой. В частности, на его базе планируется создать музей двух братьев-художников — уроженцев Бежецка: Михаила Тыранова (около 1793 — после 1860), мастера, расписавшего множество местных церквей, и Алексея Тыранова (1808–1859), академика Императорской академии художеств.

Фотооткрытка начала ХХ века с видом на особняк братьев Невортиных. После его реставрации здесь может разместиться новый центр.  Фото: Wikimedia Commons
Фотооткрытка начала ХХ века с видом на особняк братьев Невортиных. После его реставрации здесь может разместиться новый центр.
Фото: Wikimedia Commons

Тема монументального искусства северо-востока Тверской области и Бежецка как его центра известна не первое десятилетие, но она интересует, как правило, узкий круг знатоков и энтузиастов. Храмовая живопись местных церквей привлекает фотографов и художников, а еще здесь часто проходят съемки игрового и документального кино. Например, в этих местах снимался последний фильм Алексея Балабанова «Я тоже хочу». В кадр попали фрагменты настенных росписей в Богоявленском храме села Еськи Бежецкого района, в Смоленской и Троицкой церквях села Алабузино, а также в Рождественском храме села Хабоцкое.

СПРАВКА
Церковная стенопись северо-востока тверского края

На северо-востоке Тверской области сохранилось уникальное монументальное наследие — храмовая живопись, созданная местными мастерами в XIX столетии. Ей, в частности, посвящена недавно вышедшая монография Анны Павловой «Церковная стенопись северо-востока Тверского края в XIX веке». Многие образцы этой живописи включены в региональные своды памятников истории и культуры. Всего на территории Тверской области сохранилось почти три десятка храмов с монументальной живописью, отличающейся высоким уровнем исполнения.

Одна из проблем этого наследия — неустановленное авторство сохранившихся фресок. Бежецкий краевед Иван Крылов последние два года работал с архивными документами и нашел материалы, которые позволили установить авторство и время создания большинства из этих памятников. «Ключевое имя здесь — Михаил Васильевич Тыранов, ученик Алексея Венецианова, возглавлявший крупнейшую артель художников в Тверской губернии. Взлет монументального искусства первой половины XIX века во многом связан именно с его мастерской», — говорит Крылов. Росписи Тыранова и его учеников — это синтез русской иконописной традиции, европейских гравюр на библейские сюжеты, доходивших до русских мастеров, классицизма и венециановской школы с ее ориентацией на повседневность. Именно эта полифония делает монументальное искусство северо-востока Тверской области, и в частности Бежецка, уникальным и ценным явлением.

Еще…

«Историки, реставраторы и просто любители старины не имеют достаточного ресурса, чтобы сохранить и восстановить это наследие, а оно разрушается с каждым годом. Центр реставрации монументального искусства может стать площадкой, объединяющей исследователей, реставраторов и волонтеров, которые хотят спасать наше наследие. Благодаря новой институции гораздо больше людей узнают о самом феномене монументального искусства северо-востока Тверской области, — говорит бежецкий краевед Иван Крылов. — А там, возможно, и сохранение этих памятников станет общим делом». 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+