18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Всегда быть в маске: перевоплощения в искусстве Эллады

Фрагмент восточного фриза Парфенона с изображением олимпийских богов. V век до н.э. Фото: British Museum
Фрагмент восточного фриза Парфенона с изображением олимпийских богов. V век до н.э.
Фото: British Museum
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Издавна повелось, что античный театр рассматривался отдельно от античных же пластических искусств. Александр Степанов в труде «Театр эллинского искусства» переосмысляет традицию, анализируя то, как древние греки соотносили людей с богами и полубогами

Традиция дотошного, выразительного описания художественных объектов имеет весьма продолжительную историю. До недавнего времени традиция эта обладала и немаловажным практическим значением: искусствоведы и путешественники своими текстами помогали читателям представить себе знаменитые и неизвестные произведения искусства, словесные образы заменяли визуальные. Кроме того, описания позволяли сохранить память об утраченных или утрачиваемых картинах, скульптурах, интерьерах. Например, когда Джон Рёскин писал о Венеции, некоторые ее памятники были в плачевном состоянии: после австрийских обстрелов в потолке Дворца дожей зияли пробоины, картины свисали клочьями со стен.

Описание произведений античного искусства зародилось в античную же эпоху. Знаменитый путеводитель Павсания «Описание Эллады» был создан во II веке н.э. С традицией описания арт-объектов тесно связан и генезис жанра античной эпиграммы. Первоначально эпиграммы (буквально означает «надпись») и были только надписями — на надгробиях (эпитафии) и на предметах, приносимых в дар божествам (посвящения). Но довольно скоро эпиграммы стали писать, так сказать, не на предмете, а на предмет. Это были эпидейктические, то есть указующие, или описательные эпиграммы. Их сочиняли и на живых людей, и на события общественной и частной жизни, и на произведения искусства.

Сегодняшний искусствовед, приступая к детальным и пространным описаниям памятников античной культуры, соревнуется как с многовековым наследием предшественников, так и с современными технологиями: интернетом, искусственным интеллектом, фотографией.

Александр Степанов — известный петербургский искусствовед и педагог. Первоначально он работал в сфере проектирования и градостроительства, но потом поменял стезю, окончил Институт имени И.Е.Репина, где и трудится по сей день. Сферами его научных и профессиональных интересов являются искусство Возрождения и архитектура Санкт-Петербурга, но истинный ученый и преподаватель всегда с удовольствием осваивает новые континенты профессии.

Александр Степанов. «Театр эллинского искусства». М.: Новое литературное обозрение, 2023. 624 с., ил. (Серия «Очерки визуальности»).
Александр Степанов. «Театр эллинского искусства». М.: Новое литературное обозрение, 2023. 624 с., ил. (Серия «Очерки визуальности»).

Перед читателями свежее сочинение Александра Степанова, посвященное памятникам пластического и изобразительного искусства Эллады. Насколько можно судить, в основу книги положен курс лекций по искусству Древней Греции, прочитанный в Смольном институте свободных искусств и наук («На протяжении истории эллинского искусства субстратами художественных перевоплощений являлись, по сути, всего лишь два существа — свободный мужчина, свободная женщина»).

Принципиально важное значение для понимания концепции автора книги имеет слово «театр» в ее заглавии. По мнению Степанова, эллинские художники использовали в своем творчестве принцип маски. Они преображали человека (модель) в бога, героя или иного персонажа. Под «маской» автор подразумевает не двусмысленное сокрытие лица, а имевшее корни в магических ритуалах преображение и перерождение надевшего маску человека, иначе говоря, маскарад. Этот «принцип маски» Степанов распространяет на изображение всей фигуры и сопутствующие ей аксессуары. Искусствовед не считает себя первооткрывателем. Наоборот, с охотой признает, что следует за Кеннетом Кларком, сравнившим античную схематизацию торса с античной же театральной маской.

Книга Александра Степанова состоит из трех частей: первая посвящена аналитическому описанию изображений семи богов и богинь, вторая — описанию изображений героев и героинь, в третьей рассмотрены некоторые популярные сюжеты повседневной жизни эллинов — свадьбы и похороны, труды и пирушки, жертвоприношения богам и поклонение искусствам.

Остроумно и современно решена проблема иллюстративного сопровождения текста: место репродукций заняли QR-коды со ссылками на изображения. Вероятно, главной своей задачей автор считает пробуждение читательского воображения. «Мой взгляд был похож на впечатления зрителя театрального спектакля: он видит людей не существующих, но оживляемых игрой актеров и его воображением». И поскольку повествовательный стиль Степанова отличает увлекательность, задачу можно считать вполне разрешенной. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+