18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Квадрат и архитектон: новые «памятники» Малевичу в окрестностях Москвы

Сейчас в окрестностях Москвы пояилось два новых «памятника», связанных с историей Казимира Малевича. Фото: Мария Москвичева/TANR
Сейчас в окрестностях Москвы пояилось два новых «памятника», связанных с историей Казимира Малевича.
Фото: Мария Москвичева/TANR
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

21 июня 1915 года Казимир Малевич написал «Черный квадрат», а теперь близ места его создания в Кунцеве появилось стрит-арт-посвящение. Еще один «памятник» возник на берегу Москвы-реки, где художник завещал себя похоронить

Май и июнь, Кунцево и Барвиха — важные временные и пространственные вехи для тех, чья жизнь соприкоснулась с жизнью и наследием Казимира Малевича. Сейчас в окрестностях Москвы появилось два новых «памятника», связанных с его историей.

«Черный квадрат» был написан 21 июня 1915 года в дачном поселке Кунцево (ныне территория входит в черту Москвы), где Малевич с семьей снимал дом на лето, — вывод о дате создания полотна сделала искусствовед Александра Шацких, изучив переписку художника с друзьями. Поселок располагался недалеко от железнодорожного вокзала, построенного к 1900 году архитектором Иваном Струковым, автором Белорусского вокзала. По сей день это здание, напоминающее средневековый замок в миниатюре, стоит в Кунцеве — теперь напротив современной платформы линии D1. Исторический же вокзал Кунцева, изображенный Малевичем в кубофутуристическом стиле, можно найти в Третьяковской галерее — работа под названием «Станция без остановки» напоминает, что поезда далеко не всегда тормозили в Кунцеве в 1910-х годах, потому в центре полотна зияет знак вопроса. Там, где некогда были деревянные дома, один из которых снимал Малевич, ныне находится Управа Западного округа города Москвы. Около ее здания есть парк, где по сей день растут столетние дубы, которые помнят художника. Как раз между вокзалом и парком, на эстакаде, появилось посвящение «Черному квадрату» — урбанфреска анонимного автора. Это наклеенная на стену репродукция работы одного из последователей Малевича, художника-математика Александра Панкина. Его «Черный квадрат 1915 г.» (1993) хранится в Третьяковской галерее, как и самый известный шедевр супрематиста. Подпись указывает на открытие Панкина: спустя десятилетия после создания «Черного квадрата» он определил, что площадь черного и белого на супрематическом полотне равны, то есть он написан в «идеальной» пропорции квадратного корня из двух. Работа напечатана на специальной, легко моющейся пленке, так что, если ее закрасят, ее можно будет отмыть.

Малевич написал свой Черный квадрат на даче рядом с железной дорогой. Теперь это место отмечено урбанфреской анонимного автора.  Фото: Мария Москвичева/TANR
Малевич написал свой Черный квадрат на даче рядом с железной дорогой. Теперь это место отмечено урбанфреской анонимного автора.
Фото: Мария Москвичева/TANR

У Малевича по сей день нет собственного музея. Быть может, это судьба, ведь Казимир Северинович никогда не был привязан к конкретным стенам. И все же были места, куда он всегда возвращался. По этим подмосковным лесам и полям художник часами гулял с друзьями и в одиночку. Здесь он собирал грибы и ягоды, чтобы прокормиться в голодные годы. Осмыслял свой «Черный квадрат» и писал программный труд «Мир как беспредметность». Территория эта простирается от Кунцева до берега Москвы-реки близ Барвихи.

На берегу реки, откуда открывается вид на Лохин остров и Архангельское, появился второй «памятник», связанный с местом захоронения художника. Здесь, на развилке со старицей, в нескольких километрах от современных Парка Малевича, станции Раздоры и Рублево-Успенского шоссе, хотел быть похоронен художник, но его воле не суждено было исполниться. Еще при его жизни берег, куда он ходил купаться с друзьями, рядом с узкой речкой Чаченка, которая впадает в Москву-реку, стал закрытой территорией. Третьей жене авангардиста Наталии Манченко не удалось получить разрешение на захоронение здесь. В 1930-х тут появился санаторий для правительственных чинов, а в 1980-х была построена резиденция Михаила Горбачева. Первый президент России Борис Ельцин занимал ее с 1991 года; после его смерти тут жила его супруга Наина Иоси­фовна — до 2007-го. Сейчас территория площадью 66 га на балансе ФСО.

В результате художник был похоронен под раскидистым дубом на поле с видом на Никольский храм села Ромашково, где он любил делать привал, возвращаясь с берега Москвы-реки. Малевич писал своему лучшему другу Ивану Клюну 2 июня 1931 года: «Когда умру, все художники мира, и тот, кто меня знает, должны похоронить меня в Барвихе… да поставить на могиле башню по форме той колонки, что в Третьяковке стоит… с вышкой, в которой будет поставлен телескоп Юпитер смотреть». Речь тут идет об архитектоне, созданном Малевичем в конце 1920-х годов и реконструированном многим позже Юрием Аввакумовым (хранится в Третьяковской галерее). Еще 20 лет назад архитектор предложил проект памятника «Надгробие Юпитера» в Барвихе, но он так и остался на бумаге. Теперь, спустя десятилетия, уличные художники все-таки «установили» памятник Малевичу: изображение архитектона появилось на заборе, которым огорожена президентская дача.

Уличные художники «установили» памятник Малевичу: изображение архитектона появилось на заборе, которым огорожена президентская дача. Фото: Мария Москвичева/TANR
Уличные художники «установили» памятник Малевичу: изображение архитектона появилось на заборе, которым огорожена президентская дача.
Фото: Мария Москвичева/TANR

Ни дуба, ни поля уже нет, сейчас здесь жилой комплекс «Ромашково». Исследователь Александр Матвеев 30 лет искал точное место захоронения Малевича; он умер в начале 2023 года, за несколько месяцев до того обнаружив сакральное место, которое сейчас отмечено плитой с надписью «Здесь будет установлен памятник Малевичу». Начало музею под открытым небом, идея которого была высказана на выставке «Путь Малевича» в галерее «На Шаболовке» осенью 2023 года, положено. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+