18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художник Владимир Сальников: впереди и в стороне одновременно

Владимир Сальников.  «Созидание черного квадрата». 1988. Фото: Архив Нины Котел
Владимир Сальников. «Созидание черного квадрата». 1988.
Фото: Архив Нины Котел
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Автор — книжный график, живописец, перформансист и видеохудожник — никогда не относил себя ни к какому андерграунду, но постоянно и настойчиво стремился шагать не в ногу. Такого рода движение и зафиксировано в альбоме «Спасение пространств»

Заглавие монографического альбома, посвященного московскому художнику Владимиру Сальникову (1948–2015), может показаться излишне патетическим, но стоит иметь в виду, что ровно так же — «Спасение пространств» — назывался авторский мультимедийный проект середины 1990-х, который был буквально пронизан иронией и духом провокации. Словесные формулы и конструкции, в обилии порождаемые Сальниковым наряду с живописью, графикой или видео-артом, далеко не всегда следует принимать за чистую монету. Он был трикстером, эстетическим авантюристом, вдохновенным витией — вернее, органично существовал в этих амплуа, им же самим для себя и сконструированных.

Из чего отнюдь не вытекает, что все им сказанное и написанное, а тем более сделанное, — лишь фантомы, постмодернистские химеры. Представляется, что с определенного момента (явно раньше начала перестройки) он выбрал личную стратегию, нацеленную на преодоление любых шаблонов — хоть традиционных, хоть прогрессивных. И взялся «испытывать время собой», как пелось в некогда популярной песне рок-группы «Наутилус Помпилиус». Соответственно, время стиралось и становилось другим, а художник Сальников переключался на следующую концепцию. Надуманность риторики могла у него тесно сплетаться с искренностью порыва «двигаться дальше» (фраза из репертуара уже другой рок-группы). Для Сальникова важен был внутренний драйв, подпитываемый разницей потенциалов между актуальными трендами и его собственными декларациями. Иначе неинтересно.

«Владимир Сальников. Спасение пространств» / Сост. И. Горлова, Н. Котел. М.: Майер, 2024. 272 с., ил.
«Владимир Сальников. Спасение пространств» / Сост. И. Горлова, Н. Котел. М.: Майер, 2024. 272 с., ил.

Это, впрочем, лишь версия вашего рецензента. В недавно выпущенной монографии своим мнением делятся люди, гораздо лучше знавшие и контекст творчества героя книги, и его самого. Заведующая отделом новейших течений Третьяковской галереи Ирина Горлова (она стала составителем альбома вместе с Ниной Котел, женой Сальникова и замечательной художницей) в своей статье кратко описывает и условно маркирует эволюцию этого автора, который, по его собственному признанию, «чувствовал себя несколькими художниками, находящимися в диа­логе друг с другом». Горлова говорит о «проектном мышлении», которое было свойственно Сальникову — и, похоже, отчасти проистекало из особенностей профессии книжного художника. Той ипостаси, остававшейся главной до середины 1980-х (главной, но не единственной), посвящен очерк Елены Грибоносовой-Гребневой.

Арт-критик и куратор Виктор Мизиано внимательно исследует то, что сам художник называл «ощущением мозаичности своей личности», и приходит к выводу: преодолением такой мозаичности стало формирование «метаидентичности», то есть умения оперировать кусочками внутренней «смальты» как бы извне. Искусствовед Леонид Бажанов рассуждает о способности Сальникова сопрягать блестящее владение художественным ремеслом с такими форматами искусства, которые вроде бы предполагают именно отказ от прежних профессиональных навыков. Бажанов усматривает в этом сопряжении не столько эстетическую, сколько экзистенциальную позицию.

Нина Котел. «Гроза надвигается». 2003.  Фото: Архив Нины Котел
Нина Котел. «Гроза надвигается». 2003.
Фото: Архив Нины Котел

Художник Богдан Мамонов в эссе, первоначально опубликованном в 2015 году в «Художественном журнале», сосредоточился на возвращении Сальникова к живописи, точнее, к картине как «всеобъемлющему окончательному высказыванию». Отталкиваясь от одного-единственного полотна «Спор об искусстве» (2009), автор эссе находит объяснение тому, с чем было связано персональное отрицание модного не столь уж давно тезиса насчет «смерти картины». Наконец, Ольга Ковалик и Людмила Лунина в текстах о Сальникове, написанных в разное время, тоже несколько по-разному оценивают его работу, в частности взаимодействие с моделями.

Да, и нельзя не упомянуть о том, что в этой книге Владимир Сальников не только главный герой, но и в определенном смысле соавтор. Его собственные постулаты и комментарии возникают там и тут, позволяя воспринимать его в качестве участника издательского проекта, а не только автора репродуцируемых произведений.

Структура издания в основном была предопределена посмертной выставкой, состоявшейся в 2018 году в Московском музее современного искусства и тоже озаглавленной «Спасение пространств». Это не каталог, но все же следование экспозиционному прототипу. Упомянутое проектное мышление здесь намеренно акцентировано, так что читатель имеет шанс не просто увидеть набор картинок, а еще и разгадать прихотливую логику смены авторских парадигм. 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+