18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Образы Вечного города в исторической перспективе показывают в Пушкинском

Вази Джузеппе. Панорама Леонинского города, на которой видны Ватиканская базилика, Мост и Замок Св. Ангела. 1765. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Вази Джузеппе. Панорама Леонинского города, на которой видны Ватиканская базилика, Мост и Замок Св. Ангела. 1765.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

На выставке «Три времени Рима» в гравюрах и рисунках XVI–XVIII веков предстает процесс последовательного становления современного облика Рима как самого большого целостного произведения искусства, вдохновлявшего поколения живописцев, архитекторов и инженеров

Выставка в ГМИИ им. А.С.Пушкина «Три времени Рима» посвящена Вечному городу, который соединил в едином ансамбле памятники разных эпох. Исторические гравюры и рисунки художников XVI–XVIII веков, запечатлевших изменения и развитие архитектурного ландшафта Первого Рима, дают возможность не избалованным визуальной связью времен жителям Третьего Рима прикоснуться к истокам градостроения. Вместе с художниками прошлого зритель увидит процесс творения самого большого на планете Земля целостного произведения искусства, вдохновлявшего поколения живописцев, строителей и инженеров.

Выставка «Три времени Рима» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Выставка «Три времени Рима» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Античность, Возрождение, барокко

Экспозиция «Три времени Рима» охватывает примерно три века — от Ренессанса и эпохи барокко до периода классицизма, но архитектурная история Вечного города, разворачивающаяся перед нами в гравюре, рисунках и живописи, уходит во времена империи Траяна и Адриана, времена величия и могущества Древнего Рима.

Выставка «Три времени Рима» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Выставка «Три времени Рима» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

В Средние века бывшая имперская столица лежала в руинах, ее население, по разным оценкам, не превосходило и двух десятков тысяч горожан, теснившихся в низине Марсового поля на площади, занимавшей не более шестой части античной территории города. Возрождение Рима начинается с XVI века, когда римские папы попытались вернуть ему величие, достойное времен цезарей и императоров. Длинные прямые улицы, предназначенные для потоков паломников и торжественных шествий, соединили семь главных святынь Рима. По велению понтификов архитекторы и строители реконструировали акведуки, а перед фасадами соборов и дворцов в качестве ориентиров для путников поставили древние обелиски. На триумфальные колонны императоров воздвигли статуи христианских святых.

Алессандро Спекки. Вид и перспектива современного римского Капитолия, с теми зданиями и украшениями, что на нем сейчас находятся. 1692. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Алессандро Спекки. Вид и перспектива современного римского Капитолия, с теми зданиями и украшениями, что на нем сейчас находятся. 1692.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Бывший мавзолей императора Адриана, ставший папской резиденцией и цитаделью, замком Святого Ангела, украсила фигура архангела Михаила. Славу древнего города восстанавливали масштабные стройки: спроектированный Микеланджело ансамбль Капитолийской площади и грандиозный собор Святого Петра, над которым несколько поколений архитекторов трудились на протяжении 120 лет. Так постепенно формировалось стилистическое единство древности и современности, достигшее совершенства в XVII веке в великолепных барочных ансамблях Бернини и Борромини.

Выставка «Три времени Рима» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Выставка «Три времени Рима» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Все это время десятки художников из разных стран Европы стремились в Рим за вдохновением и красотой. Для одних это было средоточие античных памятников, для других — сердце католического мира, для третьих — торжество современной архитектуры и урбанистики. Тиражные изображения папского Рима были повсеместно популярны и пользовались повальным спросом. Благодаря этому сегодня мы можем проследить историю городской трансформации как в покадровой съемке — от меланхолических пейзажей с грандиозными античными руинами, пещерами и гротами до триумфального расцвета городского барокко в диалектическом единстве с античностью на гравюрах Джованни Баттиста Пиранези, которые стали главным портретом города и венцом многовековой римской ведуты.

Пиранези Джованни Баттиста. Пьяцца ди Монте Кавалло. 1750. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Пиранези Джованни Баттиста. Пьяцца ди Монте Кавалло. 1750.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Строгий и академичный блокбастер

Выставка «Три времени Рима» — первый кураторский проект нового директора ГМИИ им. А.С.Пушкина Елизаветы Лихачевой в этом музее. Основой экспозиции является собрание петербургского архитектора Максима Атаянца. Архитектурная графика XV–XVIII веков из его коллекции дополнена гравюрами и рисунками из фондов музея, а также живописными видами Рима XVIII века из собраний Дальневосточного художественного музея и Нижегородского государственного художественного музея.

Выставка «Три времени Рима» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Выставка «Три времени Рима» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Историческая гравюра, изображающая планы города, отдельные здания, ландшафты и руины, естественно дополняется подлинными античными экспонатами, мрамором и бронзой из фондов ГМИИ. «Для нас было важно создать неуловимое ощущение вечного города Рима. Мы хотели показать именно историю развития архитектуры Рима, эволюцию структуры города как организма», — рассказывает куратор выставки Елизавета Лихачева.

Выставка «Три времени Рима» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Выставка «Три времени Рима» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

ГМИИ им. А.С.Пушкина
«Три времени Рима»
18 июня – 15 сентября

Реклама
ГМИИ Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина» (ГМИИ им. А. С. Пушкина)
ИНН 7704018416
ID: 1269975
ERID LjN8KPBy6

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+