18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Образы Вечного города в исторической перспективе показывают в Пушкинском

Вази Джузеппе. Панорама Леонинского города, на которой видны Ватиканская базилика, Мост и Замок Св. Ангела. 1765. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Вази Джузеппе. Панорама Леонинского города, на которой видны Ватиканская базилика, Мост и Замок Св. Ангела. 1765.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

На выставке «Три времени Рима» в гравюрах и рисунках XVI–XVIII веков предстает процесс последовательного становления современного облика Рима как самого большого целостного произведения искусства, вдохновлявшего поколения живописцев, архитекторов и инженеров

Выставка в ГМИИ им. А.С.Пушкина «Три времени Рима» посвящена Вечному городу, который соединил в едином ансамбле памятники разных эпох. Исторические гравюры и рисунки художников XVI–XVIII веков, запечатлевших изменения и развитие архитектурного ландшафта Первого Рима, дают возможность не избалованным визуальной связью времен жителям Третьего Рима прикоснуться к истокам градостроения. Вместе с художниками прошлого зритель увидит процесс творения самого большого на планете Земля целостного произведения искусства, вдохновлявшего поколения живописцев, строителей и инженеров.

Выставка «Три времени Рима» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Выставка «Три времени Рима» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Античность, Возрождение, барокко

Экспозиция «Три времени Рима» охватывает примерно три века — от Ренессанса и эпохи барокко до периода классицизма, но архитектурная история Вечного города, разворачивающаяся перед нами в гравюре, рисунках и живописи, уходит во времена империи Траяна и Адриана, времена величия и могущества Древнего Рима.

Выставка «Три времени Рима» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Выставка «Три времени Рима» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

В Средние века бывшая имперская столица лежала в руинах, ее население, по разным оценкам, не превосходило и двух десятков тысяч горожан, теснившихся в низине Марсового поля на площади, занимавшей не более шестой части античной территории города. Возрождение Рима начинается с XVI века, когда римские папы попытались вернуть ему величие, достойное времен цезарей и императоров. Длинные прямые улицы, предназначенные для потоков паломников и торжественных шествий, соединили семь главных святынь Рима. По велению понтификов архитекторы и строители реконструировали акведуки, а перед фасадами соборов и дворцов в качестве ориентиров для путников поставили древние обелиски. На триумфальные колонны императоров воздвигли статуи христианских святых.

Алессандро Спекки. Вид и перспектива современного римского Капитолия, с теми зданиями и украшениями, что на нем сейчас находятся. 1692. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Алессандро Спекки. Вид и перспектива современного римского Капитолия, с теми зданиями и украшениями, что на нем сейчас находятся. 1692.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Бывший мавзолей императора Адриана, ставший папской резиденцией и цитаделью, замком Святого Ангела, украсила фигура архангела Михаила. Славу древнего города восстанавливали масштабные стройки: спроектированный Микеланджело ансамбль Капитолийской площади и грандиозный собор Святого Петра, над которым несколько поколений архитекторов трудились на протяжении 120 лет. Так постепенно формировалось стилистическое единство древности и современности, достигшее совершенства в XVII веке в великолепных барочных ансамблях Бернини и Борромини.

Выставка «Три времени Рима» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Выставка «Три времени Рима» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Все это время десятки художников из разных стран Европы стремились в Рим за вдохновением и красотой. Для одних это было средоточие античных памятников, для других — сердце католического мира, для третьих — торжество современной архитектуры и урбанистики. Тиражные изображения папского Рима были повсеместно популярны и пользовались повальным спросом. Благодаря этому сегодня мы можем проследить историю городской трансформации как в покадровой съемке — от меланхолических пейзажей с грандиозными античными руинами, пещерами и гротами до триумфального расцвета городского барокко в диалектическом единстве с античностью на гравюрах Джованни Баттиста Пиранези, которые стали главным портретом города и венцом многовековой римской ведуты.

Пиранези Джованни Баттиста. Пьяцца ди Монте Кавалло. 1750. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Пиранези Джованни Баттиста. Пьяцца ди Монте Кавалло. 1750.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Строгий и академичный блокбастер

Выставка «Три времени Рима» — первый кураторский проект нового директора ГМИИ им. А.С.Пушкина Елизаветы Лихачевой в этом музее. Основой экспозиции является собрание петербургского архитектора Максима Атаянца. Архитектурная графика XV–XVIII веков из его коллекции дополнена гравюрами и рисунками из фондов музея, а также живописными видами Рима XVIII века из собраний Дальневосточного художественного музея и Нижегородского государственного художественного музея.

Выставка «Три времени Рима» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Выставка «Три времени Рима» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Историческая гравюра, изображающая планы города, отдельные здания, ландшафты и руины, естественно дополняется подлинными античными экспонатами, мрамором и бронзой из фондов ГМИИ. «Для нас было важно создать неуловимое ощущение вечного города Рима. Мы хотели показать именно историю развития архитектуры Рима, эволюцию структуры города как организма», — рассказывает куратор выставки Елизавета Лихачева.

Выставка «Три времени Рима» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Выставка «Три времени Рима» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

ГМИИ им. А.С.Пушкина
«Три времени Рима»
18 июня – 15 сентября

Реклама
ГМИИ Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина» (ГМИИ им. А. С. Пушкина)
ИНН 7704018416
ID: 1269975
ERID LjN8KPBy6

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+