18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Мэри Уайкхэм: сюрреалистка, военная художница, поэтесса, монахиня

Мэри Уайкхэм. «Без названия». Недатированная работа парижского периода. Фрагмент.  Фото: Wakefield Permanent Art Collection (The Hepworth Wakefield)
Мэри Уайкхэм. «Без названия». Недатированная работа парижского периода. Фрагмент.
Фото: Wakefield Permanent Art Collection (The Hepworth Wakefield)
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Биография англичанки, отказавшейся от головокружительной карьеры и посвятившей себя религии, выглядит сегодня еще одним недостающим фрагментом большого пазла под условным названием «художники-женщины, исчезнувшие из истории искусства»

Признанный специалист по сюрреализму Сильвано Леви когда-то поставил перед собой задачу раскопать творческие биографии забытых художников, относившихся к этому направлению. Автор уже опубликовал исследования о Шейле Легге, Десмонде Моррисе, Конрое Мэддоксе, Поле Нуже, Тони дель Ренцио и Далле Хасбэнд. Следом его внимание обратилось на британскую художницу Мэри Уайкхэм (1909–1996), которая, как и многие женщины, вовлеченные в сюрреализм, впоследствии была вычеркнута из его истории.

В книге «Мэри Уайкхэм: сюрреалистка, вышедшая из тени», которая в значительной степени основана на неопубликованных произведениях художницы, Леви убежденно доказывает, что пренебрежение ее личностью несправедливо. Другие с этим вроде бы согласны: недавно музей «Хеп­уорт Уэйкфилд» пополнил свою коллекцию более чем 100 работами Уайкхэм; растет интерес к ее произведениям и на арт-рынке.

Silvano Levy. Mary Wykeham: Surrealist out of the Shadows. Lund Humphries. 192 с.: 100 цв. и 15 ч/б ил. £45. На английском языке
Silvano Levy. Mary Wykeham: Surrealist out of the Shadows. Lund Humphries. 192 с.: 100 цв. и 15 ч/б ил. £45. На английском языке

Будущая художница родилась в обеспеченной семье в Брайстоуне на острове Уайт и выросла образованной молодой женщиной с крайне независимым духом. Она бросила вызов отцу и отказалась от его финансовой поддержки ради реализации творческих устремлений. Эти устремления привели ее в Лондон, где в 1936 году она посетила важнейшую Международную выставку сюрреалистов в New Burlington Galleries.

Вдохновленная увиденным, а также желанием сюрреалистов изменить миропорядок путем изменения сознания, она отправилась в Париж, где с увлечением начала заниматься в студии «Ателье-17» Стэнли Уильяма Хейтера — влиятельной школе авангардной графики. Там она научилась гравировке штихелем и экспериментировала с автоматическими сюрреалистическими техниками, создавая полуабстрактные работы. Там же она познакомилась и часто общалась с такими людьми, как Жан Арп, Жоан Миро и Ив Танги. «Ателье-17» стало тем местом, пишет Леви, где она «была принята и оценена по достоинству».

Во время Второй мировой войны Мэри Уайкхэм вернулась в Британию. Писала этюды разрушенных больниц и лондонцев, прятавшихся в бомбоубежищах. С окончанием войны фигуративность в ее искусстве вновь уступила место абстрактным способам выражения. Художницу привлекла «Тайна золотого цветка», даосская книга XVII века о медитации, вдохновившая ее на серию беспредметных гравюр — едва ли не самых завораживающих в творчестве Уайкхэм. Правда, увлечение даосизмом привело ее к некоторому отчуждению от сюрреалистов, чья антипатия к любой форме духовной веры разжигалась лидером движения Андре Бретоном.

Мэри Уайкхэм. «Без названия. Недатированная работа парижского периода.  Фото: Wakefield Permanent Art Collection (The Hepworth Wakefield)
Мэри Уайкхэм. «Без названия. Недатированная работа парижского периода.
Фото: Wakefield Permanent Art Collection (The Hepworth Wakefield)

В 1949 году одновременно в Париже и Лондоне открылись выставки Уайкхэм — ее художественная карьера уверенно шла на подъем. Однако сердце было в другом месте, и художница уеха­ла в Италию в «духовных поисках», которые привели ее к католицизму и в конечном итоге к монашеской жизни во Франции. Авангардный круг был потрясен решением Мэри Уайкхэм стать «маленькой сестрой Марией» и создавать литургическое искусство для часовен и молелен. Художнице пришлось отказаться от прежних работ, которые, к ее величайшему огорчению, со временем были по большей части выброшены или сожжены.

Прожив отшельницей 15 лет, она вернулась к творчеству, переехала в Лондон и в возрасте 81 года создала, как пишет Леви, произведения «беспрецедентного динамизма» и энергии. Однако, несмотря на этот новый творческий виток, восстановить свои позиции в мире искусства Мэри Уайкхэм так и не удалось.

Автор книги полагает, что можно провести параллели между некоторыми из ее офортов и оп-артом 1960-х годов, а также сопоставить ее скульптуры с работами знаменитой Барбары Хеп­уорт. Правда, как замечает Леви, «утверждения о том, что Мэри, возможно, была новатором или даже влиятельной личностью, раскачали бы слишком много лодок в гавани общепринятой истории искусства». Тем не менее среди щедрого набора иллюстраций в книге обнаруживается немало свидетельств, подтверждающих тезис, что ее работы 1940-х годов «внесли нечто новое в репертуар сюрреалистов — динамизм, который редко можно увидеть в произведениях основных представителей этого движения». 

Самое читаемое:
1
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
2
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
3
Как жить красиво? Спросите у Франса Снейдерса
Эрмитаж посвятил большую выставку мастеру натюрморта, его коллегам-современникам и последователям: 70 произведений 30 художников из собственного собрания, из ГМИИ им. А.С.Пушкина, Музея Академии художеств и из частных коллекций
26.06.2024
Как жить красиво? Спросите у Франса Снейдерса
4
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
5
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
6
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
7
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+