18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Картину Нисского, дар Леонида Брежнева генсеку Компартии США, продадут с молотка

Георгий Нисский. «Бухта на севере». 1964. Фото: MacDougall's
Георгий Нисский. «Бухта на севере». 1964.
Фото: MacDougall's

Пейзаж Георгия Нисского продает MacDougall’s. Картина примечательна тем, что происходит из коллекции генерального секретаря Коммунистической партии США Гэса Холла и была подарена ему его советским коллегой Леонидом Брежневым

Работа «Бухта на севере» одного из основателей «сурового стиля», Георгия Нисского, выставлена на аукцион MacDougall’s «Парижская школа и другие мастера» под номером 13. Лот оценивается скромно — в £60–90 тыс. Но стоимость может заметно подрасти в ходе торгов. Дело в том, что многие годы владельцем полотна был Гэс Холл (1910–2000) — выходец из семьи эмигрантов из Российской империи, который с юных лет придерживался коммунистических взглядов и впоследствии возглавил Компартию США (был ее лидером с 1959 года до самой смерти). Работу Нисского он получил в 1970-х годах на день рождения от Леонида Брежнева.

В 1931 году Холл впервые приехал в СССР и два года учился в Международной Ленинской школе (МЛШ) в Москве. Вернувшись в США, занимался организацией демонстраций и стачек. В 1949-м Холл и еще 11 руководителей КП США были обвинены в заговоре против правительства страны. Его приговорили к пяти годам тюремного заключения и крупному денежному штрафу. Через два года он сбежал в Мексику, где спустя год был арестован. В 1957-м Холл вышел из тюрьмы и провел еще два года под домашним арестом без права на политическую деятельность. Сразу после снятия запрета он возглавил КП США.

В 1966 году Холл приезжал в СССР и впервые встречался с Леонидом Брежневым. Позже, в 1970-м, он вновь посетил Советский Союз и по случаю 60-летия получил в подарок от главы советского государства картину Георгия Нисского «Бухта на севере», датированную 1964 годом. Рама пейзажа мастера «сурового стиля» украшена металлической вставкой с гравировкой, напоминающей о подарке.

Кстати, написанное в том же 1964-м полотно Георгия Нисского «Над снегами» в 2014 году было куплено основателем Института русского реалистического искусства Алексеем Ананьевым на аукционе Sotheby’s за $2,5 млн (без учета комиссии покупателя). Оно считается самым дорогим произведением советской официальной живописи, и, соответственно, это рекорд стоимости работ художника.

Роберт Фальк. «Натюрморт с перцами и сосудом». 1930-е.  Фото: MacDougall's
Роберт Фальк. «Натюрморт с перцами и сосудом». 1930-е.
Фото: MacDougall's

Помимо картины Георгия Нисского, на онлайн-аукцион MacDougall’s будет выставлено еще более 100 лотов. Среди них — натюрморт Роберта Фалька, оцененный в £180–250 тыс., пейзаж «Сухая береза» Александра Древина (эстимейт £35–50 тыс.), а также работы Давида Бурлюка, Юрия Пименова и Александра Тышлера. Торги состоятся 20 июня на площадке Drouot.com.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+