18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новый музей в Брюгге: обитель милосердия и искусства

В новом музее Синт-Янсхоспиталь шедевры Ганса Мемлинга получат новое место в центре внимания, где они смогут засиять во всей красе. Фото: Musea Brugge
В новом музее Синт-Янсхоспиталь шедевры Ганса Мемлинга получат новое место в центре внимания, где они смогут засиять во всей красе.
Фото: Musea Brugge
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Зданию средневековой больницы Святого Иоанна придана новая функция — не только рассказывать об истории медицины, но и демонстрировать выдающуюся художественную коллекцию, принадлежащую этому музею. Главный ее герой — Ханс Мемлинг, но не он один

Больница Святого Иоанна в бельгийском Брюгге — одно из старейших и хорошо сохранившихся больничных зданий в Европе. Она известна с XII века. Ее двери всегда были открыты страждущим — больные, бедные, путешественники и паломники находили здесь ночлег, еду и заботу.

Больница Святого Иоанна в бельгийском Брюгге — одно из старейших и хорошо сохранившихся больничных зданий в Европе. Фото: Musea Brugge
Больница Святого Иоанна в бельгийском Брюгге — одно из старейших и хорошо сохранившихся больничных зданий в Европе.
Фото: Musea Brugge

В 2024 году в больнице начал работу уникальный музей, в котором истории о милосердии, медицинской помощи, фармацевтике, жизни и смерти соединены с выдающимися произведениями искусства. Институция обладает второй по величине коллекцией (девять работ) ярчайшего мастера Северного Возрождения Ханса Мемлинга (1433/35–1494). Только Метрополитен-музей в Нью-Йорке имеет больше (одиннадцать произведений).

Мемлинг родился в Германии. Примерно в 25 лет приехал в Брюссель и поступил в ученики к известному мастеру Рогиру ван дер Вейдену, а еще через пять лет навсегда поселился в Брюгге и именно здесь создал свои главные работы. Специально для больницы Святого Иоанна Мемлинг исполнил монументальный алтарь, два триптиха и расписал знаменитую раку святой Урсулы (1489). Сегодня эти произведения экспонируются в музейной церкви, внутри которой для них выстроен стеклянный дом — своего рода гигантская витрина.

В 2024 году в больнице начал работу уникальный музей, в котором истории о милосердии, медицинской помощи, фармацевтике, жизни и смерти соединены с выдающимися произведениями искусства. Фото: Musea Brugge
В 2024 году в больнице начал работу уникальный музей, в котором истории о милосердии, медицинской помощи, фармацевтике, жизни и смерти соединены с выдающимися произведениями искусства.
Фото: Musea Brugge

Одним Мемлингом дело не исчерпывается. В музее представлены обширная коллекция фламандской живописи XVI–XVII веков, коллекция скульптур святых — покровителей медицины, а также предметы повседневного больничного обихода: мебель, медицинские инструменты, аптекарские банки, религиозные обереги, которые сестры приносили в утешение больным. Посетители смогут узнать, каково было страдать от болезней в прошлом и как люди справлялись со смертью близких и соблюдали траур. Истории минувших дней дополнены исповедями наших современников, записанными на видео и показанными на плазменных панелях. Согласно новомодным экспозиционным практикам музей весьма интерактивен. Средневековое искусство и больничная коллекция соединены с работами современных авторов, таких как бельгийка Берлинде де Брёйкере и Патриция Пиччинини из Австралии.

Средневековое искусство и больничная коллекция соединены с работами современных авторов, таких как бельгийка Берлинде де Брёйкере и Патриция Пиччинини из Австралии. Фото: Musea Brugge
Средневековое искусство и больничная коллекция соединены с работами современных авторов, таких как бельгийка Берлинде де Брёйкере и Патриция Пиччинини из Австралии.
Фото: Musea Brugge

Здание музея и окружающая его территория также являются важными историческими экспонатами. Монументальный чердак больницы Святого Иоанна не знает аналогов в Европе. Крыша держится на гигантских дубовых фермах, вся конструкция — шедевр инженерно-строительной мысли Средневековья. Сегодня чердак доступен для осмотра.

Информационные стенды с QR-кодами, расставленные вокруг здания, расскажут, как развивался больничный комплекс, куда исчезло кладбище, где находились фруктовый сад и огород.

Больничная аптека, открытая в 1643 году в бывшем женском монастыре братства рядом с больницей Святого Иоанна, работала до 1972 г. Сегодня больничная аптека выглядит так же, как и 300 лет назад. Фото: Musea Brugge
Больничная аптека, открытая в 1643 году в бывшем женском монастыре братства рядом с больницей Святого Иоанна, работала до 1972 г. Сегодня больничная аптека выглядит так же, как и 300 лет назад.
Фото: Musea Brugge

Посетители могут зайти в аптеку, в которой сохранился подлинный интерьер XVII века. 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+