18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Вольное проектирование на бескрайнем фоне типового

Крытый конькобежный центр в Крылатском.  Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Крытый конькобежный центр в Крылатском.
Фото: Музей современного искусства «Гараж»
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Книга Андрея Бокова о неформальной деятельности советских архитекторов соединяет в себе обстоятельное исследование и личные воспоминания. Эту историю можно расценить как «параллельную реальность», которую предстоит узнать заново

Состоявшийся архитектор, автор многих реализованных проектов и глава крупнейшего проектного института «Мос­проект-4» с 1998 по 2014 год, доктор архитектуры, академик Академии архитектуры и строительных наук, член-корреспондент Академии художеств — и это далеко не полный список профессио­нальных и общественных высоких постов Андрея Бокова. Также он автор многих статей, но «„Параллельная архитектура“ оттепели и застоя. Визионеры последнего советского тридцатилетия» — его первая книга. Отчасти теоретическая, в другой части, лучшей, это воспоминания о людях, находивших возможности профессионального развития во времена абсолютного торжества типового проектирования.

Во вводной главе Боков коротко объясняет, что такое архитектурное визионерство: «…Это способ описать и изобразить будущее, образ будущего, видение будущего, модель будущего. Создание картины будущего практически исчерпывает то, что принято считать сверхзадачей и миссией архитектуры и утрата чего может означать исчезновение профессии».

Андрей Боков. «Параллельная архитектура» оттепели и застоя. Визионеры последнего советского тридцатилетия. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024. 184 с., ил.
Андрей Боков. «Параллельная архитектура» оттепели и застоя. Визионеры последнего советского тридцатилетия. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024. 184 с., ил.

А далее он подробно рассказывает о разного рода неформальных сообществах, где архитекторы могли как-то себя интеллектуально-профессионально проявить. Начинает с творческой студии ранних 1970-х, где сотрудники ведущих московских проектных институтов представляли и обсуждали свои проекты, сделанные только для этих обсуждений. Обстоятельно, в деталях повествует о конкурсах — на реальные объекты и конкурсах идей, о детских архитектурных студиях — об ЭДАС Владислава Кирпичева, студии «Старт» и «Театре архитектурной формы» Александра Ермолаева, о студенческой группе НЭР под руководством Алексея Гутнова.

Кирпичеву посвящены самые нежные страницы эмоционально сдержанной книги Бокова: «Хотя трудились мы с Владом в лучшей, самой популярной и успешной мастерской Андрея Меерсона, наше счастье было неполным. Наделенный пластической чувствительностью и трудно скрываемой работоспособностью, склонный к тщательной и кропотливой работе с формой, Кирпичев изнывал». Спасением его стала детская студия при ЖЭКе, где он создал «собственную версию „Моспроекта“».

А Гутнов в книге неожиданно сопоставлен с Вячеславом Глазычевым, поскольку оба, «каждый по-своему, выстраивали свои отношения с системой и обустраивали свое особое место в мире, не предполагавшем свободы». Гутнов «попросту не видел иного, отличного от близости к начальникам, способа обретения прав на продуктивные высказывания», а интеллектуал Глазычев долгое время был исключительно теоретиком, писал книги и статьи.

Станислав Морозов. «Архитектурная фантазия». 1990.  Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Станислав Морозов. «Архитектурная фантазия». 1990.
Фото: Музей современного искусства «Гараж»

Естественно, не забыты Боковым и «бумажники»: «Последний приступ советского визионерства, последний выброс скопившейся энергии принимает форму бумажной архитектуры». Но это движение хорошо известно благодаря усилиям его участника, архивиста и пропагандиста Юрия Аввакумова. О некоторых других героях книги тоже помнят благодаря выставкам и публикациям в архитектурной периодике. О ком-то, как о Евгении Розенблюме и его Сенежской студии, кажется, давно не вспоминали. Так что труд Андрея Бокова, безусловно, ценен, хотя и не для широкого читательского круга. Еще одно ценнейшее качество книги — воспроизведение архитектурной графики: иллюстрации занимают половину страниц.

Однако при чтении «Параллельной архитектуры» трудно не испытывать горечи и досады, ведь ее герои — яркие, умные и талантливые люди — так и не смогли полностью реализовать себя как профессионалы. Горечи — из-за того, что среди этих архитекторов никто не получил международного признания. И досады — от того, что несколько лет курилка одного из проектных институтов «была неофициальной мастерской по производству идей и кадров, действующей на постоянной основе и производившей штучный продукт». 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+