18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Из Мюнхена в Лондон: «Синий всадник» прискакал в Тейт Модерн

Выставка «Экспрессионисты. Кандинский, Мюнтер и „Синий всадник“» в Тейт Модерн.  Фото: Larina Fernandes/Tate
Выставка «Экспрессионисты. Кандинский, Мюнтер и „Синий всадник“» в Тейт Модерн.
Фото: Larina Fernandes/Tate
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Выставка открывается работами Василия Кандинского и Габриеле Мюнтер, продолжается произведениями их единомышленников, с которыми они взаимодействовали в Мюнхене, и завершается обзором влияния «Синего всадника» на последующие поколения художников

Еще до пандемии коронавируса сотрудники Городской галереи в доме Ленбаха в Мюнхене предложили коллегам из лондонского музея Тейт обменяться жемчужинами из своих коллекций на специальных выставках. И вот результат: в Германии идет первая за последние 70 лет большая выставка Уильяма Тёрнера, а в Тейт Модерн впервые с 1960-х годов показывают художников из объединения «Синий всадник».

Выставка «Экспрессионисты. Кандинский, Мюнтер и „Синий всадник“» в Тейт Модерн.  Фото: Larina Fernandes/Tate
Выставка «Экспрессионисты. Кандинский, Мюнтер и „Синий всадник“» в Тейт Модерн.
Фото: Larina Fernandes/Tate

«Это очень эффективное использование ресурсов, — рассказывает Наталья Сидлина, куратор выставки «Экспрессионисты. Кандинский, Мюнтер и „Синий всадник“», — как в смысле сотрудничества, поскольку специалисты обеих институций получают возможность поработать вместе на глубоком кураторском и исследовательском уровне, так и в смысле окружающей среды, поскольку большинство произведений транспортируется из одного места».

Выставка «Экспрессионисты. Кандинский, Мюнтер и „Синий всадник“» в Тейт Модерн.  Фото: Larina Fernandes/Tate
Выставка «Экспрессионисты. Кандинский, Мюнтер и „Синий всадник“» в Тейт Модерн.
Фото: Larina Fernandes/Tate

Одна из задач лондонской выставки заключается в том, чтобы показать: ранний модернизм — это не только звездные имена отдельных художников. «Мы очень часто ассоциируем его с такими известными фигурами, как Пикассо, Матисс, Кандинский, и редко обращаем внимание на коллективные практики», — говорит Сидлина. Вероятно, по этой причине мало кому в Великобритании известна деятельность «Синего всадника» — основанного Василием Кандинским и Францем Марком сообщества экспрессионистов, история которого восходит к первой выставке Нового мюнхенского художественного общества в 1909 году. «Мы стараемся показать, что тот же Кандинский творил в гораздо более богатом и сложном контексте, — отмечает Наталья Сидлина. — Поэтому мы рассматриваем его сотрудничество с представителями сценических искусств, композиторами и музыкантами, его интерес к фотографии, возникший под влиянием Габриеле Мюнтер, его работу с цветом, вдохновленную творчеством таких художников, как Франц Марк и Робер Делоне, и так далее».

Габриеле Мюнтер. «Кандинский и Эрма Босси за столом». 1912. Фото: DACS 2024/Lenbachhaus Munich
Габриеле Мюнтер. «Кандинский и Эрма Босси за столом». 1912.
Фото: DACS 2024/Lenbachhaus Munich

Экспозиция открывается работами Кандинского и Мюнтер и продолжается произведениями их единомышленников из Европы и США, с которыми они взаимодействовали и сотрудничали в Мюнхене. Выставка исследует ключевые темы их творческих экспериментов: духовность, звук, свет, цвет — и завершается обзором наследия «Синего всадника» и его влияния на последующие поколения художников. «Отличие „Синего всадника“ от других объединений модернистов заключается в том, что по сути это не было объединением, — объясняет Сидлина. — У группы не было ни формального членства, ни манифеста, ни программы, ни критериев отбора на выставки. Мы говорим о людях, которых связывали дружеские узы, тесное сотрудничество и общие цели».

Василий Кандинский. «Мурнау – Йоханнисштрассе, из окна Грисброй»  1908 год.  Фото:
Василий Кандинский. «Мурнау – Йоханнисштрассе, из окна Грисброй» 1908 год.

В результате группа привлекла в свои ряды широкий круг художников, исполнителей, музыкантов и поэтов (разница в возрасте между самым молодым и самым старшим из участников составляла 27 лет) и создавала очень разные, смелые и яркие, произведения. В Тейт Модерн вместе с такими многим знакомыми вещами, как энергичный «Тигр» (1912) Франца Марка, представляют работы менее известных в Великобритании авторов, в том числе его жены Марии Франк-Марк, а также Марианны Веревкиной.

Выставка «Экспрессионисты. Кандинский, Мюнтер и „Синий всадник“» в Тейт Модерн.  Фото: Larina Fernandes/Tate
Выставка «Экспрессионисты. Кандинский, Мюнтер и „Синий всадник“» в Тейт Модерн.
Фото: Larina Fernandes/Tate

«Конечно, такая большая групповая выставка, как „Экспрессионисты“, стоит на плечах гигантов, и ей предшествовал целый ряд экспозиций, познакомивших аудиторию с отдельными художниками или конкретными местами, — уточняет Сидлина. — Нам было важно соединить все эти нарративы и посмотреть, что каждый из художников внес в диалог вокруг творческого эксперимента и как объединение „Синий всадник“ стало первым европейским межкультурным коллективом модернистов».  

Тейт Модерн
«Экспрессионисты. Кандинский, Мюнтер и „Синий всадник“»
До 20 октября

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+