18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Джоан Джонас: как прожить жизнь со скоростью ветра

Джоан Джонас и Джейсон Моран. Выступление в рамках выставки «Джоан Джонас: спокойной ночи, доброе утро» в Музее современного искусства, Нью–Йорк.  Фото: Maria Baranova/The Museum of Modern Art, New York
Джоан Джонас и Джейсон Моран. Выступление в рамках выставки «Джоан Джонас: спокойной ночи, доброе утро» в Музее современного искусства, Нью–Йорк.
Фото: Maria Baranova/The Museum of Modern Art, New York
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Ретроспектива 87-летней пионерки видео-арта от начала и до конца проникнута ощущением детского изумления перед миром и одновременным осознанием того факта, что этот удивительный мир находится под угрозой

В залах на верхнем этаже нью-йоркского Музея современного искусства (МоМА) стены и дополнительные перегородки выкрасили в матовый черный или серый, а светившие мертвящим светом подвесные лампы отправили на склад. Взамен зрители получили четкость, жизненно необходимую для понимания того, как многочисленные компоненты многослойного искусства Джоан Джонас соединяются в живом перформансе — и в сознании.

Дизайн Хироко Исикавы разработан в тесном сотрудничестве с художницей и с куратором выставки Аной Яневски. Выстроенная хронологически, но, в сущности, и тематически экспозиция прослеживает эволюцию Джонас от ранних опытов бодипозитивного перформанса и первых экспериментов с новыми технологиями до сложных фантасмагорических наблюдений за миром природы, который меняется до неузнаваемости или вовсе исчезает и уносится, как песчинки в порывах ветра в работе, которая называется, конечно же, «Ветер». Этот короткометражный черно-белый фильм 1965 года открывает выставку. Джонас сняла «Ветер» на 16-миллиметровую пленку на зимнем побережье Лонг-Айленда. Вместе с друзьями она упорно выполняет прописанные заранее действия на сильном ветру, раз за разом вылетая из кадра под его порывами, только чтобы вернуться несколько секунд спустя с новым набором движений и поз.

Время от времени художница работала с камерой и со своим самым надежным реквизитом — зеркалом — соло. Для ее первого перформанса «Оад Лау» (1968) Джонас пришила небольшие зеркала к костюму. В 1970-е, когда одной из центральных тем феминистской повестки стал «мужской взгляд», она перевернула его, стоя обнаженной в одной из галерей манхэттенского Сохо и исследуя собственное тело сантиметр за сантиметром при помощи маленького зеркальца в «Зеркальном досмотре». Джонас признавалась, что ей было страшно делать «Зеркальный досмотр», но страх — прекрасное побуждение к действию. Она повторила этот перформанс для видео, на сей раз используя более крупное зеркало, из-за чего зрители невольно в отражении видели себя, в то время как ее тело попадало в их поле зрения лишь частично.

Джоан Джонас. Out Takes: что принесло штормом. Кадр из перформанса. 2019–2023.  Фото: архив Джоан Джонас
Джоан Джонас. Out Takes: что принесло штормом. Кадр из перформанса. 2019–2023.
Фото: архив Джоан Джонас

Джонас активно использует в творчестве эффект удвоения, и настоящее зеркало художницы — видео­монитор. Купив в 1972 году компактную систему для записи видео Sony Portapak, она сняла на нее свое первое автономное видео «Визуальная телепатия Органик Хани». В его центре — сама Джонас и ее альтер-эго Органик Хани — скрывающаяся под маской женщина-кукла, воплощение искусственности, маскарада и нарциссизма.

На художницу оказали сильное влияние театр кабуки и театр но, вдохновившие ее на использование масок, а также сложных физических и вокальных движений. В таких фильмах, как «Двойные лунные кролики» (2011), заметно влияние волшебных сказок и древних саг.

У Джонас было множество ретроспектив, в том числе в Тейт Модерн в 2018 году, но «Доброй ночи доброе утро» стала самой полной из них, а еще в нее вошла настолько новая работа, что ее даже не успели включить в каталог. «Потрогать звук» — посвящение морскому биологу Дэвиду Груберу. Инсталляция состоит из трех соединенных коробок с экранами, каждая из которых снабжена скамейкой, вместе они напоминают карусель на детской площадке. На одном из экранов Малкольм, 16-летний сын джазового пианиста Джейсона Морана, танцует перед водной гладью; видео обрывается и переключается на Джонас, стоящую на залитой дождем палубе и читающую стихотворение Пабло Неруды. Во втором видео мы наблюдаем кита, спящего под водой, пока Джонас не входит в кадр и не начинает рисовать китов синим мелком, а экран за ней заполняют искрящиеся рыбы. И если вдруг для вас это недостаточно ослепительно, в третьей коробке появляется стадо кашалотов, поддерживающих свою внучку и дочь в ее долгих родах. Они находятся рядом, когда новорожденный внезапно плюхается на голову матери; сопровождающий процесс щелкающий звук — это речь китов.

Музей современного искусства (МоМА)
«Джоан Джонас. Доброй ночи доброе утро»
До 6 июля

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+