18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Полный порядок в головах: выставка Александра Юликова в ГУМ-Red-Line

Александр Юликов. «Персонаж в красном колпаке». 1968. Фрагмент. Фото: Галерея ГУМ-Red-Line
Александр Юликов. «Персонаж в красном колпаке». 1968. Фрагмент.
Фото: Галерея ГУМ-Red-Line

Ретроспектива «Головы» включает работы художника, созданные более чем за полвека, начиная с «Автопортрета» 1958 года и заканчивая картинами, над которыми идет работа сейчас

При упоминании имени Александра Юликова в сознании обычно всплывает слово «минимализм» — и того же рода работы. Умозрительная привязка закономерна: именно на поприще геометрической абстракции этот московский художник получил известность — сначала в узких нонконформистских кругах, а позже и у более широкой публики, в том числе международной. На прошлогодней ретроспективной выставке «Пространственные альтернативы», устроенной в Третьяковской галерее к 80-летию Юликова, как раз и демонстрировались главным образом его беспредметные произведения разного времени.

Выставка «Александр Юликов. Головы» в галерее ГУМ-Red-Line.  Фото: Галерея ГУМ-Red-Line
Выставка «Александр Юликов. Головы» в галерее ГУМ-Red-Line.
Фото: Галерея ГУМ-Red-Line

Иной ракурс предложен сейчас на выставке «Головы» в галерее ГУМ-Red-Line (этим проектом отмечено пятилетие институции). Само заглавие дает понять, что фигуративность здесь все же играет определенную роль, пусть и совершенно не повествовательную. «Кроме широко известных нефигуративных работ у Юликова на протяжении всей жизни существовало несколько других тем, про которые мало знают, — говорит куратор выставки Михаил Сидлин. — Головы — одна из них; она возникла у автора очень давно, буквально в возрасте 14 лет, и продолжается по сей день. До начала 1970-х годов это, как правило, головы, написанные в очень непохожих стилях; иногда даже может возникнуть ощущение, что сделаны они разными авторами. А уже в 1980-е появилась устойчивая, хотя и постоянно развивающаяся линия. Я попытался выстроить из всего этого некоторые группы».

Александр Юликов в мастерской. Фото: Галерея ГУМ-Red-Line
Александр Юликов в мастерской.
Фото: Галерея ГУМ-Red-Line

Для проекта в ГУМ-Red-Line отобрана преимущественно живопись, но присутствует и ряд работ на бумаге. А еще включено «Острижение» — доработанный фотографический диптих, созданный в результате индивидуального боди-арт-перформанса 1976 года. Суммарно представлено более 50 произведений, охватывающих весь период творческой работы Александра Юликова. Это отнюдь не означает, будто «головы» создавались им бесперебойно, между сериями или единичными произведениями могли быть перерывы в несколько лет. При этом вполне понятно, что регулярное, почти циклическое возвращение к теме на протяжении 65 лет не случайно: художник явно находит в ней ту глубину, которая требует нескончаемой рефлексии. И сюжетная основа его фактически не интересует.

Выставка «Александр Юликов. Головы» в галерее ГУМ-Red-Line.  Фото: Галерея ГУМ-Red-Line
Выставка «Александр Юликов. Головы» в галерее ГУМ-Red-Line.
Фото: Галерея ГУМ-Red-Line

«Голова в самом общем приближении — это человек, символ человеческого существа, — поясняет Михаил Сидлин. — И в то же время это яйцеобразная форма, неправильный овоид с отклонениями от симметрии, с выпуклостями и так далее. Ее и исследует Юликов. Его живопись на эту тему нельзя назвать абстрактной, но и вполне фигуративной тоже».

Александр Юликов. «Персонаж в красном колпаке». 1968. Фрагмент.
Александр Юликов. «Персонаж в красном колпаке». 1968. Фрагмент.

Если «головы» более раннего времени изредка и в небольших количествах все же встречались на выставках, чаще всего коллективных, то новые холсты не показывались никогда и никому, за исключением близких друзей. Их особенность в том, что они принципиально не закончены, вернее, пребывают в состоянии перманентной доделки или переделки. «Намеренная незавершенность, процессуальность этой серии работ является существенной составляющей их смысла», — констатирует куратор выставки.

Галерея ГУМ-Red-Line
Александр Юликов. Головы
До 23 августа

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+