18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Что скрыто за авангардным фасадом гаража «Интуриста»

Гараж «Интуриста».  Фото: Дмитрий Данилкин / Фотобанк Лори
Гараж «Интуриста».
Фото: Дмитрий Данилкин / Фотобанк Лори
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Знаменитый архитектор Константин Мельников сам называл свою деятельность по проектированию гаражей «монопольным захватом». В истории с гаражом «Интуриста», поведанной в книге Ольги Шурыгиной, отразилось немало противоречий той эпохи

Импрессионизм, фовизм, кубизм, автомобилизм. Последний «изм» оказался в этом ряду неслучайно: автомобиль — ровесник современного искусства, а его гоночная модификация, как считал стоявший у руля футуризма Филиппо Томмазо Маринетти, прекраснее даже Ники Самофракийской. Под стать этим «скульптурам с двигателями» строили и гаражи. Так, в Советском Союзе образца 1920–1930-х годов они были на архитектурной передовой наряду с домами-коммунами и рабочими клубами. Одному из них, известному как гараж «Интуриста», посвящена новая книга издательства Tatlin.

Открывая ее в самом начале, на 1529-й странице (сквозная нумерация проходит через всю серию Archive, которая с 2011 года рассказывает о выдающихся объектах советского архитектурного авангарда), читатель встречает Мистера Твистера из поэмы Самуила Маршака. Чтобы таким Мистерам Твистерам, то есть гостям из-за рубежа, было комфортнее передвигаться по новоиспеченной столице новоиспеченного государства, акционерное общество «Интурист» закупило для своего московского отделения новенькие «линкольны» и автобусы. Для них и потребовалась просторная стоянка.

Ольга Шурыгина. «Гараж «Интуриста». Екатеринбург: Tatlin, 2024. 78 с.
Ольга Шурыгина. «Гараж «Интуриста». Екатеринбург: Tatlin, 2024. 78 с.

К тому моменту — а это начало 1930-х годов — авторитет Константина Мельникова (1890–1974) в строительстве гаражей «вырос в монопольный захват» — так сам он однажды выразился. Но в случае с «Интуристом» он отвечал только за фасад. Автор книги, историк архитектуры Ольга Шурыгина, стремится вывести из тени прославленного архитектора непосредственных проектировщиков здания — инженера Льва Давидовича и архитектора Валерия Курочкина — и других причастных.

Ничуть не умаляя заслуг Мельникова, она занимает в отношении «гаражной» части его наследия критическую позицию, что выделяет ее среди других исследователей: о новаторских находках пишут чаще, чем о недочетах. Книгу полезно будет прочитать тем, кто по инерции причисляет мастера к конструктивистам, тогда как форма у него подчинялась не столько функции, сколько фантазии, а бюджеты на гаражи были «дворцовыми». Потому, вероятно, сегодня они так удачно трансформируются в музеи.

Константин Мельников. Гараж «Интуриста». Фасад. 1934.  Фото: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева
Константин Мельников. Гараж «Интуриста». Фасад. 1934.
Фото: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева

Гараж «Интуриста», впрочем, принадлежит ФСБ — перешел по наследству от НКВД. Он должен был бы называться «гаражом чекиста», ведь общество «Интурист» им даже не воспользовалось. Да и архитектурное решение попавшего в опалу Мельникова реализовали лишь наполовину. Именно поэтому рассекающая фасад диагональ, на которой он планировал разместить настоящий, будто бы несущийся ввысь автомобиль, нелепо обрывается посередине, упираясь в левую часть здания, возведенную вообще по другому проекту. Книга позволяет сопоставить эскизы и фотографии — сравнение получается в духе «ожидание/реальность».

Гараж «Интуриста». Фасад. Современный вид.  Фото: Антон Денисов / РИА Новости
Гараж «Интуриста». Фасад. Современный вид.
Фото: Антон Денисов / РИА Новости

Помимо этой архитектурной драмы, автор раскрывает уйму любопытных фактов: многоэтажным паркингам предшествовали многоэтажные конюшни; первые московские автосервисы сосредоточились на Каретном Ряду; а гараж в России едва не переименовали в «сарай для самовозов». Этих «самовозов» накануне 1917 года по Москве колесило порядка полутора тысяч. Обновлялся автопарк плохо. Так, для Виктора Шкловского, написавшего в 1928 году статью в журнал «За рулем», автомобиль был уже никакой не Никой Самофракийской, а «барахлом на ходу». Зато гаражи строили достойные исследований.  

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+