18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Что скрыто за авангардным фасадом гаража «Интуриста»

Гараж «Интуриста».  Фото: Дмитрий Данилкин / Фотобанк Лори
Гараж «Интуриста».
Фото: Дмитрий Данилкин / Фотобанк Лори
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Знаменитый архитектор Константин Мельников сам называл свою деятельность по проектированию гаражей «монопольным захватом». В истории с гаражом «Интуриста», поведанной в книге Ольги Шурыгиной, отразилось немало противоречий той эпохи

Импрессионизм, фовизм, кубизм, автомобилизм. Последний «изм» оказался в этом ряду неслучайно: автомобиль — ровесник современного искусства, а его гоночная модификация, как считал стоявший у руля футуризма Филиппо Томмазо Маринетти, прекраснее даже Ники Самофракийской. Под стать этим «скульптурам с двигателями» строили и гаражи. Так, в Советском Союзе образца 1920–1930-х годов они были на архитектурной передовой наряду с домами-коммунами и рабочими клубами. Одному из них, известному как гараж «Интуриста», посвящена новая книга издательства Tatlin.

Открывая ее в самом начале, на 1529-й странице (сквозная нумерация проходит через всю серию Archive, которая с 2011 года рассказывает о выдающихся объектах советского архитектурного авангарда), читатель встречает Мистера Твистера из поэмы Самуила Маршака. Чтобы таким Мистерам Твистерам, то есть гостям из-за рубежа, было комфортнее передвигаться по новоиспеченной столице новоиспеченного государства, акционерное общество «Интурист» закупило для своего московского отделения новенькие «линкольны» и автобусы. Для них и потребовалась просторная стоянка.

Ольга Шурыгина. «Гараж «Интуриста». Екатеринбург: Tatlin, 2024. 78 с.
Ольга Шурыгина. «Гараж «Интуриста». Екатеринбург: Tatlin, 2024. 78 с.

К тому моменту — а это начало 1930-х годов — авторитет Константина Мельникова (1890–1974) в строительстве гаражей «вырос в монопольный захват» — так сам он однажды выразился. Но в случае с «Интуристом» он отвечал только за фасад. Автор книги, историк архитектуры Ольга Шурыгина, стремится вывести из тени прославленного архитектора непосредственных проектировщиков здания — инженера Льва Давидовича и архитектора Валерия Курочкина — и других причастных.

Ничуть не умаляя заслуг Мельникова, она занимает в отношении «гаражной» части его наследия критическую позицию, что выделяет ее среди других исследователей: о новаторских находках пишут чаще, чем о недочетах. Книгу полезно будет прочитать тем, кто по инерции причисляет мастера к конструктивистам, тогда как форма у него подчинялась не столько функции, сколько фантазии, а бюджеты на гаражи были «дворцовыми». Потому, вероятно, сегодня они так удачно трансформируются в музеи.

Константин Мельников. Гараж «Интуриста». Фасад. 1934.  Фото: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева
Константин Мельников. Гараж «Интуриста». Фасад. 1934.
Фото: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева

Гараж «Интуриста», впрочем, принадлежит ФСБ — перешел по наследству от НКВД. Он должен был бы называться «гаражом чекиста», ведь общество «Интурист» им даже не воспользовалось. Да и архитектурное решение попавшего в опалу Мельникова реализовали лишь наполовину. Именно поэтому рассекающая фасад диагональ, на которой он планировал разместить настоящий, будто бы несущийся ввысь автомобиль, нелепо обрывается посередине, упираясь в левую часть здания, возведенную вообще по другому проекту. Книга позволяет сопоставить эскизы и фотографии — сравнение получается в духе «ожидание/реальность».

Гараж «Интуриста». Фасад. Современный вид.  Фото: Антон Денисов / РИА Новости
Гараж «Интуриста». Фасад. Современный вид.
Фото: Антон Денисов / РИА Новости

Помимо этой архитектурной драмы, автор раскрывает уйму любопытных фактов: многоэтажным паркингам предшествовали многоэтажные конюшни; первые московские автосервисы сосредоточились на Каретном Ряду; а гараж в России едва не переименовали в «сарай для самовозов». Этих «самовозов» накануне 1917 года по Москве колесило порядка полутора тысяч. Обновлялся автопарк плохо. Так, для Виктора Шкловского, написавшего в 1928 году статью в журнал «За рулем», автомобиль был уже никакой не Никой Самофракийской, а «барахлом на ходу». Зато гаражи строили достойные исследований.  

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+