18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Северо-Кавказский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина проводит весну в мире сновидений

На выставке «Границы сновидений» дуэт «Провмыза» играет со зрителем в игру, где неотличимы друг от друга пейзаж и человек. В видеоработе «Отчаяние» (2008) герои сознательно сливаются с окружающим сновидческим миром, укутанным снегами, в котором нет начала и конца, нет разграничения сна и яви, а значит, есть бесконечное и безмерное пространство для бодрствования души. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
На выставке «Границы сновидений» дуэт «Провмыза» играет со зрителем в игру, где неотличимы друг от друга пейзаж и человек. В видеоработе «Отчаяние» (2008) герои сознательно сливаются с окружающим сновидческим миром, укутанным снегами, в котором нет начала и конца, нет разграничения сна и яви, а значит, есть бесконечное и безмерное пространство для бодрствования души.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Выставка «Границы сновидений» во Владикавказе приглашает зрителей в путешествие по миру грез вместе с героями современных художников. Каждому обещана возможность «преодолеть сонное оцепенение, чувство обреченности и бездействие»

В последний год в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина взяли курс на активное подбадривание унаследованных от Государственного центра современного искусства филиалов, разбросанных по всей стране. Должность директора по региональному развитию в начале апреля вместо великой и всеми уважаемой Анны Гор, стоявшей у истоков ГЦСИ, заняла более юная Диана Краузе, которой теперь предстоит налетывать сотни и тысячи километров по регионам, пытаясь связать эту сеть в единое и пульсирующее целое. Одна из главных проблем — с постоянными выставочными площадками, но она уже начинает решаться. Так, осенью возникла ясность со зданием для Сибирского филиала в Томске. А 12 марта, как сообщила нам глава Северо-Кавказского филиала Галина Тебиева, вышло распоряжение правительства Республики Северная Осетия — Алания о предоставлении в безвозмездное пользование Пушкинскому музею здания для размещения в нем филиала. Сейчас идет процесс передачи здания, впереди — проектные и ремонтные работы.

На выставке «Границы сновидений» представлена работа иранского художника Хомаюна Аскари Сиризи «Чтение Борхеса во Владикавказе» (2015). Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
На выставке «Границы сновидений» представлена работа иранского художника Хомаюна Аскари Сиризи «Чтение Борхеса во Владикавказе» (2015).
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Интересно, как Северо-Кавказский филиал развернется в будущем. Но пока что он продолжает занимать арендованную площадку во Владикавказе и показывать там проекты, размер которых определяет метраж этой площади.

На выставке «Границы сновидений» собрали произведения, прибывшие из коллекции искусства новых медиа ГМИИ им. А.С.Пушкина, а также работы авторов из Дагестана, Северной Осетии и Чечни.

Зарубек Цугаев. «Внутренний манифест». 2017.  Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Зарубек Цугаев. «Внутренний манифест». 2017.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Это вторая выставка в рамках программы «Медиаокна», которая была создана отделом кино- и медиаискусства совместно с филиалами. Одна из целей программы — сделать коллекцию искусства новых медиа Пушкинского доступной зрителям по всей стране. Первая ее выставка под названием «Ложное пробуждение» прошла в минувшем году в Балтийском филиале в Калининграде, она также была посвящена сновидениям.

Во владикавказском проекте зритель вместе с героями художников «оказывается в движении, самостоятельно прокладывая дорогу через воспоминания, преодолевая сонное оцепенение, забвение, чувство обреченности и бездействие», — так рассказывают о выставке представители кураторской группы, которая весьма обширна (Лилия Галазова, Мария Кузьмина, Маргарита Маслова, Алина Стуликова, Галина Тебиева).

На медиа выставке «Границы сновидений» представлены фотографические работы североосетинских художников – Анны Кабисовой и Евгения Иванова. Работы из серии «Верую во Единого» (2015) исследуют пространства, где возведены дзуары — древние осетинские святилища. Художники документируют места силы на аналоговую камеру, используя просроченную пленку, и тем самым создают визуальный эффект сновидческой дымки, проникающей в повседневность. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
На медиа выставке «Границы сновидений» представлены фотографические работы североосетинских художников – Анны Кабисовой и Евгения Иванова. Работы из серии «Верую во Единого» (2015) исследуют пространства, где возведены дзуары — древние осетинские святилища. Художники документируют места силы на аналоговую камеру, используя просроченную пленку, и тем самым создают визуальный эффект сновидческой дымки, проникающей в повседневность.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Герои держат путь по кромке горных хребтов мимо дзуаров — святилищ, застывают над водоемами, мимикрируют под окружающий мир. «Этот маршрут среди ирреальных ландшафтов — одновременно испытание и поиск себя, путешествие к себе, — комментирует Лилия Галазова. — Сновидческий путь героев произведений становится повествованием, соединяющим приключенческий роман, историю рода, молитву, предсказание. Время здесь порой течет нелинейно, убыстряется и замедляется, закручивается в спираль и возвращается к истоку».  

Северо-Кавказский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина
«Границы сновидений»
До 2 июня

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+