18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Московские реликвии в Кремле — подлинные и фальшивые

Серебряная чарка, якобы изготовленная Петром I. Об этом сообщает гравированная надпись, однако эпиграфические ошибки выдают в ней руку неизвестного мастера XIX в. Фото: Музеи Московского Кремля
Серебряная чарка, якобы изготовленная Петром I. Об этом сообщает гравированная надпись, однако эпиграфические ошибки выдают в ней руку неизвестного мастера XIX в.
Фото: Музеи Московского Кремля

В Музеях Московского Кремля идет выставка «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века». Целый раздел экспозиции занимают подделки — но никакой сенсации здесь нет, так было задумано

Знаменитый московский коллекционер Павел Карабанов (1767–1851) из 84 лет своей жизни по меньшей мере 50 посвятил собиранию российских древностей для домашнего музея, который вошел в историю под названием «Русский музей П.Ф.Карабанова». Любимых жанров или видов искусства у коллекционера не было, Павел Федорович собирал любые предметы русской старины во всем ее многообразии. Исторические реликвии вроде посуды, принадлежавшей (по преданию) венценосным особам, соседствовали с утварью попроще, порой кустарного производства, редкие портретные гравюры — с тиражным лубком, уникальные монеты и медали — с серийными. Историк и публицист Михаил Погодин рассказывал, что потратил на «беглый осмотр» карабановского музея три часа, настолько богатым было его собрание.

Выставка «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века» в Музеях Московского Кремля.  Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века» в Музеях Московского Кремля.  Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века» в Музеях Московского Кремля.  Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века» в Музеях Московского Кремля.
Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века» в Музеях Московского Кремля.
Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века» в Музеях Московского Кремля.
Фото: Музеи Московского Кремля

Основой коллекции стали семейные реликвии, а источником ее пополнения — аукционы, магазины и меняльные лавки. «В числе прочего Павел Федорович приобрел там немало поддельных предметов», — делится автор концепции и куратор выставки Елена Исаева.

Распространенным явлением была доработка произведений, когда оригинальные предметы дополнялись более поздними элементами: надписями, геральдическими символами, вензелями, призванными придать им историческую значимость. К таким предметам относится, например, серебряная кружка со сценой помолвки царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. «На кружке имеются клейма немецкого мастера Клауса Зюльсена II 1660-х годов, — рассказывает Елена Исаева, — однако композиция повторяет гравюру Антонио Дзукки (1726–1795), перегравированную неизвестным мастером в 1780-х годах. Этот факт заставляет предположить, что оригинальную кружку XVII века позднее доработали с целью придания ей исторической значимости».

Этот медный позолоченный медальон создан в XIX в. явно под влиянием медальонов от барм XII–XIII вв., найденных на месте Старой Рязани в 1822 г. Фото: Музеи Московского Кремля
Подвеска из медвежьего когтя, окаймленного серебром и золотом, с драгоценными и поделочными камнями принадлежала легендарному князю Якову Кудеярову. Но это не так. Опять подвела надпись с эпиграфическими ошибками. Это XIX в. Фото: Музеи Московского Кремля
Серебряный наперсный крест с лазуритом изготовлен в первой половине XIX в., но притворяется как минимум на 200 лет более древним.  Фото: Музеи Московского Кремля
Слева — серебряная чарка из Новгорода, XVII в. Справа — достоверно выполненная копия, предположительно XIX в. Фото: Музеи Московского Кремля
Этот медный позолоченный медальон создан в XIX в. явно под влиянием медальонов от барм XII–XIII вв., найденных на месте Старой Рязани в 1822 г. Фото: Музеи Московского Кремля
Этот медный позолоченный медальон создан в XIX в. явно под влиянием медальонов от барм XII–XIII вв., найденных на месте Старой Рязани в 1822 г.
Фото: Музеи Московского Кремля
Подвеска из медвежьего когтя, окаймленного серебром и золотом, с драгоценными и поделочными камнями принадлежала легендарному князю Якову Кудеярову. Но это не так. Опять подвела надпись с эпиграфическими ошибками. Это XIX в.
Фото: Музеи Московского Кремля
Серебряный наперсный крест с лазуритом изготовлен в первой половине XIX в., но притворяется как минимум на 200 лет более древним.
Фото: Музеи Московского Кремля
Слева — серебряная чарка из Новгорода, XVII в. Справа — достоверно выполненная копия, предположительно XIX в.
Фото: Музеи Московского Кремля
Этот медный позолоченный медальон создан в XIX в. явно под влиянием медальонов от барм XII–XIII вв., найденных на месте Старой Рязани в 1822 г.
Фото: Музеи Московского Кремля

В XVIII — первой трети XIX века уровень экспертизы серьезно уступал нынешнему, поэтому многие подделки были разоблачены уже позднейшими исследователями. Однако не исключено, что Карабанов осознанно покупал заведомую имитацию. «Среди произведений, отнесенных впоследствии к подделкам, могли оказаться также имитации и реплики древних предметов, созданные ювелирами XVIII–XIX веков, возможно, по заказу самого Павла Федоровича, — предполагает куратор. — Коллекционеры зачастую были заказчиками подобных произведений. Возможно, Карабанов понимал, какой это будет представлять интерес в будущие времена».

Музеи Московского Кремля
«Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века»
До 26 мая

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+