18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Дублинский Тринити-колледж откроет новую страницу в истории Старой библиотеки

С головой погрузиться в легендарную Келлскую книгу сейчас можно с помощью цифровой инсталляции.  Фото: Zoe Ardiff/The Art Newspaper
С головой погрузиться в легендарную Келлскую книгу сейчас можно с помощью цифровой инсталляции.
Фото: Zoe Ardiff/The Art Newspaper
№120, апрель 2024
№120
Материал из газеты

Предстоящие реновация освященного временем Длинного зала и реставрация множества его книг обойдутся в €90 млн. Чтобы не потерять публику в ходе реставрационных работ, на территории колледжа развернута эффектная мультимедийная инсталляция

Одна из самых знаменитых в мире университетских библиотек готовится к запуску большого реставрационного проекта, который стартует в конце 2024 года. Все 200 тыс. томов, упакованных в 20 тыс. ящиков, уже вывезены из Тринити-колледжа и помещены в надежное хранилище к северу от Дублина. Хотя наиболее ценный манускрипт все же останется на территории колледжа вплоть до начала реставрации библиотеки.

Келлская книга, содержащая четыре Евангелия на латинском языке, представляет собой выдающийся образец иллюминированной рукописи в традиции раннего кельтского христианства. Ее, вероятно, создали около 800 года н.э. ирландские монахи, жившие на уединенном острове Айона. Существует мнение, что работа над книгой была завершена уже в ирландском Келлсе, куда ее перевезли после того, как на Айону напали викинги. В середине XVII века, когда в Ирландии шла ожесточенная борьба между повстанцами и армией Оливера Кромвеля, книгу передали на хранение в Тринити-колледж.

Сегодня Келлская книга входит в число главных достопримечательностей Дублина. В 2022 году, когда индустрия туризма восстанавливалась после пандемии, ее увидело почти 750 тыс. человек, а в рекордном 2018-м — целый миллион. Проходя к ней по 65-метровому сводчатому Длинному залу, посетители едва удостаивали вниманием остальные сокровища, за исключением, пожалуй, древней арфы. Согласно легенде, арфа принадлежала правившему в конце X — начале XI века королю Брайану Бору, но в действительности она, скорее всего, датируется XIV веком. Ее изображение легло в основу эмблемы ирландских монет евро и логотипа пива Guinness — еще одного неотъемлемого атрибута города.

При помощи гигантских анимированных панелей инсталляция «Погружение в Келлскую книгу» не только воссоздает ее замысловатые страницы, но и рассказывает историю самого здания и знакомит зрителей с его менее знаменитыми сокровищами. Фото: Trinity College Dublin
При помощи гигантских анимированных панелей инсталляция «Погружение в Келлскую книгу» не только воссоздает ее замысловатые страницы, но и рассказывает историю самого здания и знакомит зрителей с его менее знаменитыми сокровищами.
Фото: Trinity College Dublin

Пока построенное в 1712 году здание библиотеки готовится к комплексной реновации под руководством бюро Heneghan Peng Architects, во временном павильоне на территории колледжа расположилась иммерсивная цифровая модель древнего манускрипта. При помощи гигантских анимированных панелей инсталляция «Погружение в Келлскую книгу» не только воссоздает ее замысловатые страницы, но и рассказывает историю самого здания и знакомит зрителей с его менее знаменитыми сокровищами.

Созданная в сотрудничестве с дизайн-агентством Event, эта инсталляция пользуется ошеломительным успехом. Вся прибыль от проданных билетов пойдет в счет оплаты €90-миллионного реставрационного проекта, на который в 2021 году правительство Ирландии выделило €25 млн.

С предыдущей реставрации в Старой библиотеке прошло около полувека. Характерный сладковатый аромат в Длинном зале на деле был запахом распада бумаги и кожи старинных книг, постепенно разлагавшихся в пыль. Многие издания, которые теперь отправят в реставрационную мастерскую, держались на малярной ленте и подвергались разрушительному воздействию не только дыхания и рук миллионов посетителей, но и пыли и грязи, проникавших через окна XVIII века с перегруженных движением улиц.

В рамках проекта перестройки Старой библиотеки проведут критически необходимые работы по укреплению конструкции, герметизируют окна и установят систему фильтрации воздуха с контролем уровня влажности и температуры. Новая система пожаротушения, внедренная пока в тестовом режиме, придет на смену старому протоколу, согласно которому сотрудники должны справляться с огнем при помощи ручных огнетушителей. В числе других новшеств, визуально более интересных, преобразованное фойе и центр изучения коллекций на первом этаже.

С предыдущей реставрации в Старой библиотеке прошло около полувека. Фото: OPERA Amsterdam
С предыдущей реставрации в Старой библиотеке прошло около полувека.
Фото: OPERA Amsterdam

Хотя в 1960-х Тринити-колледж получил для своей библиотеки новое эффектное бруталистское здание, Длинный зал продолжали использовать по назначению. Книги сейчас снабжают электронными метками, чтобы в будущем ускорить их доставку из хранилища. Многие издания добавляют в Виртуальную библиотеку Тринити с бесплатным доступом. Параллельно идет разработка усиленных мер безопасности, в том числе системы резервных копий для защиты от кибератак — вроде той, которой недавно подвергся каталог Британской библиотеки с его 36 млн записей.

Освобожденный от содержимого Длинный зал закрылся в декабре 2023 года, и тогда же Келлскую книгу перенесли в Печатный дом XVIII века, где раньше располагались печатные станки. Недавно отреставрированный, он напоминает миниатюрный прототип Белого дома в Вашингтоне.

Разрешение на установку иммерсивного временного павильона действительно до 2029 года, и администрация университета надеется, что после этого цифровая выставка отправится в турне; заинтересованность в ней уже выразил Гарвард. Сотрудники библиотеки рассчитывают, что через пять лет все издания, включая Келлскую книгу, вернутся домой, в обновленное здание. 

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
3
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Влияние ювелира Эдварда Чендлера Мура на эстетику Tiffany, где он в XIX веке был старшим дизайнером по серебряным изделиям, ощущается по сей день. Это лишний раз доказывает знакомство с коллекцией предметов прекрасного, которую Мур собирал всю жизнь
19.08.2024
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
6
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
7
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+