18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Нейросети с подачи реставраторов начали мыслить по-дионисийски

Комплекс фресок Ферапонтова монастыря уникален своей полнотой, но даже в нем немало утрат. Фото: Кирилло-Белозерский музей-заповедник
Комплекс фресок Ферапонтова монастыря уникален своей полнотой, но даже в нем немало утрат.
Фото: Кирилло-Белозерский музей-заповедник
№120, апрель 2024
№120
Материал из газеты

Утраты фресок работы Дионисия в соборе Ферапонтова монастыря XVI века попробуют восстановить с помощью искусственного интеллекта. Впрочем, это восстановление останется виртуальным: дописывать реальные фрески не позволено ни людям, ни роботам

Росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря в Вологодской области — шедевр древнерусской стенописи, важный не только потому, что это работа мастера Дионисия, но и по той причине, что этот комплекс фресок сохранился практически целиком. «Практически» значит все-таки «не совсем», и эти утраты давно дразнят воображение искусствоведов и сотрудников Музея фресок Дионисия. Разгадать загадку в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике решили с помощью модных сегодня нейросетей. Но не на любительском уровне, а с помощью Института космических исследований РАН, точнее, его отделения физических наук.

Музей фресок Дионисия давно на «ты» с компьютеризацией. Из-за того что Ферапонтово находится далеко, а увидеть его хотят очень многие, собор полностью оцифрован, в результате чего создана его 3D-модель, доступная онлайн. В качестве базы для нового проекта использовалась мультиспектральная съемка росписей 2016 года, осуществленная ИКИ РАН, Московским государственным университетом геодезии и картографии, Национальным исследовательским центром «Курчатовский институт» и Государственным научно-исследовательским институтом реставрации (ГосНИИР).

В барабане купола собора в XVIII веке пробили окна, из-за чего часть стенописи исчезла.  Фото: Кирилло-Белозерский музей-заповедник
В барабане купола собора в XVIII веке пробили окна, из-за чего часть стенописи исчезла.
Фото: Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Лакуны во фресках вызваны и временем, и человеческим фактором. В частности, в барабане купола в XVIII веке пробили окна, из-за чего часть стенописи исчезла. В список задач, поставленных перед искусственным интеллектом, включили изображения Спаса Вседержителя, Евы, Мафусаила, Сифа, Иареда, Еноса, Еноха и Ноя.

Для воссоздания утраченных изображений использовалась нейросеть Stable Diffusion. «Нейросеть в целом хорошо справляется с „ретушированием“ и малых, и значительных потерь. Ей удалось восстановить не только фоновый цвет и повторяющиеся узоры, что вполне естественно, но и фрагменты фигур святых, направление взгляда и положение рук», — считают в ИКИ. При этом заведующий отделом учета и хранения Музея фресок Дионисия Игорь Хоботов, участвовавший в тестировании работы искусственного интеллекта, уточнил, что пока еще не все идеально, есть ошибки: «В частности, фреска с изображением праматери Евы, где положение глаза сильно смещено относительно того, которое мы ожидали бы увидеть».

Чтобы подобных недочетов было меньше, базу нейросети пополняют репродукциями фресок аналогичной иконографии и стиля. «Мы готовы не только к традиционным подходам в своей работе, но и к новым, неординарным, — сказала по поводу этого проекта директор Музея фресок Дионисия Ирина Паршукова. — Я считаю, что мы только в начале пути».

Изображение фрески праматери Евы на стене собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Слева фотография фрески в современной состоянии, справа — после реконструкции с помощью нейросети Stable Diffusion. Фото: Российская академия наук
Изображение фрески праматери Евы на стене собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Слева фотография фрески в современной состоянии, справа — после реконструкции с помощью нейросети Stable Diffusion.
Фото: Российская академия наук

Разумеется, проект реконструкции останется цифровым, дописывать утраченные части фресок на подлинных древних стенах никто не будет. Результаты «тестовых прогонов» конца 2023 года сейчас можно увидеть на сайте РАН в анимационном ролике.

Хотя проект реконструкции ферапонтовских фресок — в России первый, на Западе о подобном начали задумываться еще несколько лет назад. В 2021 году был запущен проект RePAIR («Реконструкция прошлого: искусственный интеллект и робототехника встречаются с культурным наследием»), который направлен на сбор цельных фресок из небольших разрозненных фрагментов стенописи, найденных в Помпеях (сохранилось около 10 тыс. фрагментов, которые лежат в фондах музеев мертвым грузом). В Китае искусственный интеллект работает с фресками пещер Дуньхуана, в Индии — с росписями Аджанты: в обоих этих исторических комплексах со временем появились новые утраты, и состояние их продолжает ухудшаться.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+