18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Вавилонское столпотворение: одна башня на четверых живописцев

Тобиас Верхахт. При участии Яна Брейгеля Старшего, Хендрика де Клерка, Абеля Гриммера. «Вавилонская башня». Около 1606 – 1620.  Фото: Государственный Эрмитаж
Тобиас Верхахт. При участии Яна Брейгеля Старшего, Хендрика де Клерка, Абеля Гриммера. «Вавилонская башня». Около 1606 – 1620.
Фото: Государственный Эрмитаж
№120, апрель 2024
№120
Материал из газеты

Реставрация «Вавилонской башни» специалистами Эрмитажа завершилась сенсационным открытием: установлены имена участников целого коллектива, работавшего над картиной. Не столь уж редкий случай для фламандской традиции, но список авторов впечатляет

Картина, еще недавно считавшаяся произведением неизвестного фламандского художника, теперь получила имена сразу четырех выдающихся мастеров нидерландского маньеризма первой четверти XVII века. Результат многолетней работы реставраторов, научных сотрудников и хранителей представлен сейчас в Государственном Эрмитаже на выставке «…И сделаем себе имя…».

Речь о картине, которую, как выяснилось, создавали одновременно Тобиас Верхахт (учитель Рубенса), Ян Брейгель Старший (Бархатный), а также Хендрик де Клерк и Абель Гриммер. Брейгель и де Клерк — придворные живописцы эрцгерцога Альберта, вероятного заказчика картины.

Картина «Вавилонская башня» в процессе реставрации. Реставратор Максим Лапшин  Фото: Государственный Эрмитаж
Картина «Вавилонская башня» в процессе реставрации. Реставратор Максим Лапшин
Фото: Государственный Эрмитаж

«Вавилонская башня» (189 на 125 см, дерево, масло) попала в Эрмитаж из Германии в 1946 году в числе других «перемещенных ценностей» и с тех пор хранится в закрытом фонде. Ее никогда не выставляли, до недавнего времени она не проходила комплексной реставрации, у нее не было рамы. Почти 80 лет назад, принимая картину в музей, реставраторы закрыли часть красочного слоя профилактическими заклейками, их периодически меняли. Проверка состояния работы в 2017 году, перед переездом фонда «специального хранения» в Реставрационно-хранительский центр в Старой Деревне, показала, что под заклейками прогрессировало отставание живописи.

«Отставания укрепили, потом я вернул работу в фонд, — рассказал Максим Лапшин, реставратор высшей категории. — В 2019 году началась подготовка картины к выставочному проекту. До начала художественной реставрации мы укрепили всю поверхность и целый год наблюдали, как поведет себя доска после укрепления красочного слоя». К полному раскрытию живописи реставраторы приступили только в 2020-м и за четыре года выполнили весь комплекс работ: укрепление грунта, красочного слоя, утончение лака и поздних записей, тонирование утрат.

Фрагмент картины «Вавилонская башня» в процессе реставрации.  Фото: Государственный Эрмитаж
Фрагмент картины «Вавилонская башня» в процессе реставрации.
Фото: Государственный Эрмитаж

Особую сложность представляла работа с деревом. Основу картины составляют шесть горизонтальных досок балтийского дуба, покрытых грунтом. С обратной стороны они скреплены дополнительными досками и паркетажем (системой укрепления деревянной основы), который, по мнению Максима Лапшина, был установлен в XVIII веке. Горизонтальные доски под тяжестью собственного веса проседают, деформируя живопись, и, пока «Вавилонская башня» хранилась в фондах, ее ставили вертикально на одну из боковых сторон. Для показа в залах реставраторы придумали специальную систему креплений, которая позволяет картине как бы парить в воздухе: доски не опираются друг на друга, вес распределяется равномерно. Кроме того, она получила новую раму.

Фрагмент картины «Вавилонская башня» в процессе реставрации.  Фото: Государственный Эрмитаж
Фрагмент картины «Вавилонская башня» в процессе реставрации.
Фото: Государственный Эрмитаж

Параллельно реставрации проведена огромная исследовательская работа. Как рассказала Алиса Мезенцева, научный сотрудник Эрмитажа, одна из кураторов выставки, после снятия старого лака стало очевидно, что композиция пейзажа, изысканное сочетание белого и сине-зеленых тонов принадлежат кисти Тобиаса Верхахта. К тому же в частном собрании в Амстердаме нашелся его предварительный рисунок к картине.

Реставрация позволила выделить три группы фигур, написанных разными художниками. Над изображением людей на переднем плане слева явно трудился Брейгель, фигуры справа принадлежат кисти Хендрика де Клерка, а самые маленькие фигуры на дальнем плане характерны для творчества Абеля Гриммера. Выводы эрмитажных специалистов поддержала Сабине ван Шпранг, хранитель фламандской живописи Королевского музея изящных искусств в Антверпене.

Фрагмент картины «Вавилонская башня» в процессе реставрации.  Фото: Государственный Эрмитаж
Фрагмент картины «Вавилонская башня» в процессе реставрации.
Фото: Государственный Эрмитаж

«Фламандская традиция предполагает коллективную работу над сложными сюжетами, когда один мастер пишет пейзаж и здания (в данном случае это Тобиас Верхахт), другой — фигуры людей, — рассказала Алиса Мезенцева. — Четыре выдающихся мастера сразу — явление уникальное. Атрибуция помогла установить дату создания картины — между 1602 годом, когда Брейгель и Гриммер были на службе у эрцгерцога, и 1620 годом, когда Гриммер умер».

Как выяснили специалисты Эрмитажа, с 1944 по 1946 год работа находилась в монастыре Ленин недалеко от Берлина, куда ее и другие экспонаты, спасая от бомбардировок, вывезли из музея королевского дворца. Рядом находился лагерь для военнопленных, поэтому немцы были уверены, что советская авиация не станет бомбить монастырь.

Фрагмент картины «Вавилонская башня» в процессе реставрации.  Фото: Государственный Эрмитаж
Фрагмент картины «Вавилонская башня» в процессе реставрации.
Фото: Государственный Эрмитаж

«Мы пять лет искали документы в архивах России и Германии, — рассказала Анна Апонасенко, заместитель заведующего отделом научной документации Эрмитажа, одна из кураторов выставки. — Нам удалось проследить историю картины до 1690 года, когда ее за 200 талеров, огромную по тем временам сумму, приобрел курфюрст Фридрих Вильгельм I Бранденбургский. Кстати, уже тогда она значилась как работа неизвестного мастера».

К выставке «…И сделаем себе имя…» (до 2 июня) подготовлен научный каталог. Впоследствии «Вавилонская башня» займет место в постоянной экспозиции Эрмитажа.


Вавилонская башня как героиня выставки в Эрмитаже

Кирпич с клинописной надписью Навуходоносора II, царя Вавилона.  Южная Месопотамия (Вавилония), Вавилон VII–VI вв. до н. э.   Фото: Государственный Эрмитаж
Кирпич с клинописной надписью Навуходоносора II, царя Вавилона. Южная Месопотамия (Вавилония), Вавилон VII–VI вв. до н. э.
Фото: Государственный Эрмитаж

Первые изображения Вавилонской башни известны со Средних веков. В основном это фрески. Одна из них, XII века, находится в бенедиктинском аббатстве Сен-Савен-сюр-Гартамп во Франции. Первая известная живописная работа — миниатюра Сандерса Бенинга начала XVI века. На выставке в Эрмитаже самое молодое изображение — «Вавилонская улитка» (2010) из агата петербургского камнереза Антона Ананьева. Самый древний экспонат — кирпич с клеймом Навуходоносора II из руин Вавилона, подаренный Александру I.

Художник-камнерез А. В. Ананьев. «Вавилонская улитка». 2010.  Фото: Государственный Эрмитаж
Художник-камнерез А. В. Ананьев. «Вавилонская улитка». 2010.
Фото: Государственный Эрмитаж

Сюжет о Вавилонской башне, которому в Книге Бытия посвящено всего девять стихов, на протяжении веков не раз переосмысливался. Одни видели в нем формирование языкового разнообразия, другие — символ абсолютной власти. Выставка «…И сделаем себе имя…» показывает, как миф о башне интерпретировался в работах разных ученых и художников — от иезуита Афанасия Кирхера, энциклопедистов Дидро и Д’Аламбера до нидерландца Кеса ван Донгена, автора иллюстраций к повести Вольтера «Царевна Вавилонская».

Неизвестный фламандский художник XVII в.  «Постройка Вавилонской башни». 1610-е. Фландрия, Антверпен.  Фото: Государственный Эрмитаж
Неизвестный фламандский художник XVII в. «Постройка Вавилонской башни». 1610-е. Фландрия, Антверпен.
Фото: Государственный Эрмитаж

Немецкий исследователь иконографии Вавилонской башни Хельмут Минковский много лет изучал, как миф о ней представлен в европейской живописи. В книге «Вавилонская башня поднимается из тумана прошлого» он называет 650 известных работ на этот сюжет. Они есть в фондах почти любого европейского музея. Авторство многих из них остается спорным, некоторые так и не атрибутированы. На выставке в Эрмитаже впервые представлена еще одна картина из собрания музея с этим сюжетом — кисти Луи де Коллери.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+