18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Расцвет искусства на фоне обретения независимости

Выставка «Самоопределение. Глобальная перспектива» в Ирландском музее современного искусства.  Фото: Ros Kavanagh/Irish Museum of Modern Art
Выставка «Самоопределение. Глобальная перспектива» в Ирландском музее современного искусства.
Фото: Ros Kavanagh/Irish Museum of Modern Art
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Обновление карт Европы и Ближнего Востока после Первой мировой войны совпало с триумфом модернизма, и выставка в Ирландском музее современного искусства исследует, как одно повлияло на другое

Для страны, которая в 1921 году стала Ирландским Свободным Государством, а в 1949-м — независимой республикой, тема выставки весьма животрепещущая. Экспозиция из более чем 200 работ показывает, как на трех континентах народы, только что обретшие независимость, использовали искусство для формирования новой идентичности. Опираясь на собственную коллекцию и работы из музеев Египта, Польши, Турции, Финляндии и других стран, музей выделяет несколько знаковых для избранной темы фигур.

Выставка «Самоопределение. Глобальная перспектива» в Ирландском музее современного искусства.  Фото: Ros Kavanagh/Irish Museum of Modern Art
Выставка «Самоопределение. Глобальная перспектива» в Ирландском музее современного искусства.  Фото: Ros Kavanagh/Irish Museum of Modern Art
Выставка «Самоопределение. Глобальная перспектива» в Ирландском музее современного искусства.
Фото: Ros Kavanagh/Irish Museum of Modern Art
Выставка «Самоопределение. Глобальная перспектива» в Ирландском музее современного искусства.
Фото: Ros Kavanagh/Irish Museum of Modern Art

Это, например, финская художница Хелена Шерфбек (1862–1946), которая родилась на северо-западе России и училась в космополитичном Париже. К 1917 году, когда Финляндия отделилась от распадающейся Российской империи, художница, вернувшись домой, работала в своем собственном «северном» стиле, отмеченном темной палитрой и выбором героев — отверженных. Шон Китинг (1889–1977) был главным имиджмейкером ирландской Войны за независимость, и на выставке представлена его самая известная картина «Люди Юга» (1921–1922), изображающая бойцов, нарочито лишенных индивидуальных черт. А польская художница-авангардистка Мария Ева Лункевич-Рогойская (1895–1967) на автопортрете изображает себя хрупкой статуей, которая вот-вот разобьется. Открывается выставка инсталляцией 2022 года современного турецкого художника-концептуалиста Бану Ченнетоглу, отсылающей ко Всеобщей декларации прав человека ООН, скорбно высмеивая то, что художник называет «несоответствием между целью этой декларации и ее применением в нашей жизни».

Ирландский музей современного искусства
«Самоопределение. Глобальная перспектива»
До 21 апреля

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+