18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции

Рекламный баннер проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» и выставки «Свет и цвет» в палаццо Питти.  Фото: Фонд развития культуры и искусства Узбекистана/Андрей Аракелян
Рекламный баннер проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» и выставки «Свет и цвет» в палаццо Питти.
Фото: Фонд развития культуры и искусства Узбекистана/Андрей Аракелян

Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление

На посвященной двухчастному выставочному проекту «Узбекистан: авангард в пустыне» пресс-конференции представитель Фонда развития культуры и искусства Узбекистана Бабур Саемов был по-дипломатически краток, а кураторы выставки — профессор венецианского Университета Ка’Фоскари Джузеппе Барбьери и директор Центра изучения русского искусства (CSAR) этого же университета Сильвия Бурини — выступали, наоборот, сильно дольше принятого регламента. Их можно понять: на них лежала большая ответственность — представить миру совершенно неизвестное и прекрасное явление, для которого даже придумали новое название — Avanguardia Orientalis (взамен неточному «туркестанский авангард»). Было бы замечательно оставить этот термин в научном обиходе в таком вот итальянском звучании, потому что итальянские искусствоведы выступили в роли Америго Веспуччи, не просто открыв, но осознав и описав феномен.

Вход на выставку  «Свет и цвет» проекта «Узбекистан: авангард в пустыне»  в палаццо Питти.  Фото: Фонд развития культуры и искусства Узбекистана/Андрей Аракелян
Вход на выставку «Свет и цвет» проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» в палаццо Питти.
Фото: Фонд развития культуры и искусства Узбекистана/Андрей Аракелян

Многое в этой истории случилось впервые. Впервые Узбекистан разрешил западным исследователям поработать с сокровищами двух государственных музеев — не только легендарного Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И.В.Савицкого в Нукусе (где хранится вторая по величине коллекция авангардного искусства, большей обладает только Русский музей), но и не менее богатого, хотя и не так разрекламированного Государственного музея искусств Узбекистана в Ташкенте. Как рассказала научный консультант проекта Зельфира Трегулова, в 1921-м в Ташкент из Москвы отправили 59 первоклассных работ художников-авангардистов, и, несмотря на позднейшие разнарядки убрать и уничтожить, практически все они уцелели, в том числе два полотна Василия Кандинского. «В ташкентском музее есть никем не виданные вещи Александры Экстер, Машков, Кончаловский, Лентулов, „сумасшедший“ Клюн, — говорит Зельфира Трегулова. — Это искусство практически не показывалось за рубежом, сейчас в Италии происходит его мировая премьера».

«Этот масштабный выставочный проект — большая гордость для нас. Многие работы из музейных собраний Узбекистана будут впервые доступны для итальянской и международной публики, — сказала председатель Фонда развития культуры и искусства Узбекистана Гаянэ Умерова. — Надеюсь, что это будет прекрасным путешествием для посетителей и позволит узнать больше о работе художников-авангардистов, вдохновленных удивительным центральноазиатским регионом».

Проект  «Узбекистан: авангард в пустыне», выставка «Свет и цвет» в палаццо Питти.  Фото: Фонд развития культуры и искусства Узбекистана/Андрей Аракелян
Проект «Узбекистан: авангард в пустыне», выставка «Свет и цвет» в палаццо Питти.
Фото: Фонд развития культуры и искусства Узбекистана/Андрей Аракелян

Из двух государственных музеев отобрали 150 работ в основном первой трети XX века, но еще — расшитые орнаментами ткани, тканые пояса, один небольшой, но совершенно прекрасный фрагмент расписной керамики XIII века. В Италию привезли лучшее. Единый выставочный проект разделили на две части: во Флоренции представили «Свет и цвет», сделав фокус на Orientalis, в Венеции — «Форму и образ», с акцентом на Avanguardia.

Впервые искусство Узбекистана было оценено как уникальное и самодостаточное, а деятельность Игоря Савицкого (1915–1984) названа подвижничеством и миссионерством мирового масштаба. (В каталоге кураторы даже поиронизировали над западным определением Нукуса как «Лувра в пустыне». Да, Лувр формировался в том числе в процессе войн и грабежей — разве можно его ставить рядом с «волнующим душу» деянием человека, в одиночку собравшего гигантскую коллекцию археологических артефактов, декоративно-прикладного искусства и 7 тыс. живописных и 20 тыс. графических работ XX века?)

Взгляд на Узбекистан из Москвы и из Флоренции сильно разнится. При взгляде из Москвы Средняя Азия кажется окраиной империи, мифологизированным экзотическим местом, полным ярких красок, в котором русские художники черпали вдохновение и где укрывались от разного рода несчастий, например жили в эвакуации в годы Великой Отечественной войны. А если смотреть из Италии, то Узбекистан — наследник древней цивилизации, сложившейся вдоль Великого шелкового пути за много веков до того, как Москва появилась на карте. Это земля с особым климатом, особым светом, с глубокими мистическими, в том числе исламскими, традициями и своеобразным бытовым укладом. И она, эта земля, кардинально меняет художников, оказавшихся в ее гравитационном поле.

Проект «Узбекистан: авангард в пустыне», выставка «Свет и цвет» в палаццо Питти. Фото: Фонд развития культуры и искусства Узбекистана/Андрей Аракелян
Проект «Узбекистан: авангард в пустыне», выставка «Свет и цвет» в палаццо Питти.
Фото: Фонд развития культуры и искусства Узбекистана/Андрей Аракелян

Но спекулировать по поводу отголосков древнего Хорезма на современных полотнах кураторы не стали и сосредоточились на конкретных и понятных событиях. Рождение Avanguardia Orientalis они разделили на три стадии. Первая — эпоха туркестанского генерал-губернаторства (1867–1905), когда в регион прибыли художники-академисты типа Василия Верещагина или Ивана Казакова (его работы открывают выставку в палаццо Питти). Их целью было, как пишет в каталоге Сильвия Бурини, «сопровождать картографирование». Они фиксировали экзотику, «не проявляя реального интереса к местным искусству и культуре». Второй этап начался в 1915 году и был связан с Первой мировой войной. Опять же по мнению г-жи Бурини (которую хочется не просто цитировать, а перевести целиком), «война привела к тому, что на этих землях поселились художники разных этнических групп… Это поколение импортировало эстетику авангарда, но, стремясь создать оригинальный изобразительный язык, проявило искренний интерес к ранним и глубинным традициям региона, что привело к взаимному и позитивному обогащению». Третий этап начался в середине 1930-х, когда «сложный художественный и культурный феномен был резко прерван» и заменен соцреализмом.

Этюды Ивана Казакова на выставке «Свет и цвет», части проекта  «Узбекистан: авангард в пустыне», в палаццо Питти.  Фото: Фонд развития культуры и искусства Узбекистана/Андрей Аракелян
Этюды Ивана Казакова на выставке «Свет и цвет», части проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», в палаццо Питти.
Фото: Фонд развития культуры и искусства Узбекистана/Андрей Аракелян

Как же Сильвия Бурини описывает сам Avanguardia Orientalis?

Это была смешанная, многонациональная группа художников, состоявшая из русских, узбеков, армян, татар, азербайджанцев, евреев и людей других национальностей. Как правило, они были пришлыми, многие — с опытом учебы и работы в мировых столицах и крупнейших центрах: Москве, Петербурге, Киеве, Мюнхене, Париже. Кто-то из них провел в Средней Азии месяцы или годы, другие остались на всю жизнь. Но все они «были поражены красотой мест и знали, как запечатлеть ее в своем искусстве». Они были модернистами по самоощущению и работали вместе, «чтобы создать новый художественный текст, язык со своим специфическим грамматическим синтаксисом».

Новый язык «возник в результате продуктивного взаимодействия двух полюсов». С одной стороны, наиболее радикальных течений европейской живописи (сезаннизм, кубизм, фовизм, примитивизм, футуризм и так далее), фильтрованных и во многом переработанных русской культурной средой конца XIX — начала ХХ века. С другой — исламской художественной культуры, которая на протяжении веков доминировала в Центральной Азии, где еще не появилась концепция станковой живописи, зато в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве «существовала давняя традиция богатого орнаментализма».

Что же удивительного увидят в ближайшие месяцы посетители палаццо Питти во Флоренции?

Заставкой выставки является картина «Бык» Евгения (Василия) Лысенко (1899–1974) — «странника и ясновидца», ученика Александра Волкова и Казимира Малевича, прошедшего сталинские лагеря и сгинувшего в безвестности. В 1970-е Игорь Савицкий нашел несколько его работ, и с тех пор «Бык» — своеобразная визитная карточка нукусского музея.

Зал с работами Александра Волкова и Николая Карахана на выставке «Свет и цвет», части проекта  «Узбекистан: авангард в пустыне», в палаццо Питти. Фото: Фонд развития культуры и искусства Узбекистана/Андрей Аракелян
Зал с работами Александра Волкова и Николая Карахана на выставке «Свет и цвет», части проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», в палаццо Питти.
Фото: Фонд развития культуры и искусства Узбекистана/Андрей Аракелян

Щедро представлен Урал Тансыкбаев (1904–1974). Ядреный авангардист в 1920-е (Зельфира Трегулова говорит о его стиле, что это Матисс, помноженный на Гогена), в следующие десятилетия он стал видным соцреалистом, народным художником СССР (1963). Свои ранние пылающие авангардные эксперименты он отдал в музей Савицкому, но в год 70-летия, готовя юбилейную выставку, решил эти работы привезти в Ташкент. Дорога в тысячу километров оказалась роковой: по пути у художника случился инфаркт, и он умер, так и не увидев в одном пространстве все этапы своего творчества.

Оганес Татевосян (1889–1974) присутствует в экспозиции несколькими прелестными, тонкими по рисунку вещами 1910–1920-х годов, вызывающими ассоциации с персидской миниатюрой. Его жизнь была полна невероятных кульбитов: он учился в ереванской духовной семинарии, в тифлисском художественном училище, во ВХУТЕМАСе, ездил в Париж в 1925-м, после чего поселился в Самарканде и стал в конце концов народным художником республики.

Еще один народный художник с армянскими корнями — Николай Карахан (1900–1970), оформлявший фресками в 1939 году советский павильон на Всемирной выставке в Нью-Йорке, — заставляет провести параллели между авангардом среднеазиатским и латиноамериканским — так сильно его работы рифмуются с фресками же Диего Риверы. На выставке представлены его потрясающие пейзажи.

Увидит зритель и искусство Александра Николаева (1897–1957) — ключевого героя нашумевшей экспозиции «Мы храним наши белые сны» (2020) в московском музее «Гараж». Художник так проникся мистикой Востока, что принял мусульманство и взял себе новое имя — Усто Мумин. Его изысканные портреты юношей вдохновлены не только восточным антуражем, но и несут в себе отблеск искусства Возрождения.

Среди важных экспонатов — картина Роберта Фалька «На фоне сюзане» (1943), написанная в Самарканде в эвакуации (слева). Фото: Фонд развития культуры и искусства Узбекистана/Андрей Аракелян
Среди важных экспонатов — картина Роберта Фалька «На фоне сюзане» (1943), написанная в Самарканде в эвакуации (слева).
Фото: Фонд развития культуры и искусства Узбекистана/Андрей Аракелян

Среди важных экспонатов — картина Роберта Фалька «На фоне сюзане» (1943), написанная в Самарканде в эвакуации. Зельфира Трегулова считает, что работа создана в заочном споре с «Девочкой на фоне персидского ковра» Михаила Врубеля и что одной из черт Avanguardia Orientalis как раз является сильная московско-питерская насмотренность, полемика-диалог с русскими художниками.

Может показаться удивительным, но вышло очень в духе момента — всеобщей борьбы за права художников-женщин: на выставке оказалось немало таковых. Надежда Кашина (1896–1977), уроженка Перми, выпускница ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, отправленная в 1928 году в Узбекистан в командировку, да так там и оставшаяся. Ее легкая манера — картины-скетчи — вызывает в памяти городские пейзажи Альбера Марке. Елена Коровай (1901–1974) представлена серией «В бывшем гетто», иллюстрирующей будки еврейского квартала Бухары. Зинаида Ковалевская (1902–1979), ученица Николая Фешина, 17 лет — с 1932 по 1949-й — преподавала в Самаркандском художественном училище и воспитала не одного замечательного художника. Ее «Девочки у пруда» выглядят очень по-итальянски

В экспозиции представлены образцы тканей и каракалпакской вышивки, а также ранние гуаши Александра Волкова. Фото: Фонд развития культуры и искусства Узбекистана/Андрей Аракелян
В экспозиции представлены образцы тканей и каракалпакской вышивки, а также ранние гуаши Александра Волкова.
Фото: Фонд развития культуры и искусства Узбекистана/Андрей Аракелян

Не обошлось без Александра Волкова (1886–1957). Три его крупноформатных полотна на темы труда, работы в поле и сбора хлопка фактически завершают экспозицию. Но больший интерес вызывают ранние гуаши Волкова, в которых он еще не эксплуатирует свой фирменный гранатовый цвет.

По мнению Зельфиры Трегуловой, у Avanguardia Orientalis была еще одна важная составная часть, некое условие, без которого столько разных мастеров не создали бы в течение 30 лет столько разных, но исключительных по художественному качеству работ. Этот важный компонент — творческая свобода. В то время как в Москве и Питере давили любые проявления идеологического инакомыслия, в далеком Узбекистане этой свободы было несравненно больше.

Палаццо Питти, Флоренция
«Узбекистан: авангард в пустыне». «Свет и цвет»
До 29 июля

Экспозиционное пространство Университета Ка’Фоскари, Венеция
«Узбекистан: авангард в пустыне». «Форма и символ»
С 17 апреля по 29 сентября

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+