18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Венеция рукоплещет аутсайдерам

Близится открытие 60‑й Венецианской биеннале, которая сохраняет статус самой большой и престижной международной выставки современного искусства. Она будет проходить с 20 апреля по 24 ноября 2024 года. Фото: Andrea Avezzu/La Biennale di Venezia
Близится открытие 60‑й Венецианской биеннале, которая сохраняет статус самой большой и престижной международной выставки современного искусства. Она будет проходить с 20 апреля по 24 ноября 2024 года.
Фото: Andrea Avezzu/La Biennale di Venezia
№120, апрель 2024
№120
Материал из газеты

Основной проект 60-й Венецианской биеннале посвящен художникам, ощущающим себя чужаками на родине, за границей или внутри системы арт-мира. Проекты национальных павильонов не всегда перекликаются с магистральной темой

Близится открытие 60‑й Венецианской биеннале, которая сохраняет статус самой большой и престижной международной выставки современного искусства. Она будет проходить с 20 апреля по 24 ноября 2024 года. Тема основного проекта, «Чужестранцы повсюду», звучит то ли как лозунг, то ли как возглас (удивления, радости или недовольства — зависит от точки зрения). Бразилец Адриано Педроза — первый куратор Венецианской биеннале из Южного полушария — признается, что выбор темы во многом навеян его личным опытом: «Я жил за границей, и мне посчастливилось много путешествовать, но часто ко мне относились как к выходцу из третьего мира, несмотря на то что я являюсь держателем одного из самых котирующихся паспортов „глобального Юга“ — согласно индексу паспортов». Впрочем, в действительности он посвятил выставку не только и не столько представителям разных стран и народов, мигрирующим по миру. Речь идет об аутсайдерах и маргиналах, художниках «вне закона», тех, кто чувствует себя чужим даже на родине. В фокусе внимания, по словам Педрозы, «различия и неравенство, связанные с идентичностью, национальностью, расой, гендером, сексуальностью, свободой и благосостоянием».

«Чужие среди своих» сконвертируются в «своих среди чужих» на главной выставке, поделенной на две части: Nucleo Contemporaneo («современное ядро») и Nucleo Storico («историческое ядро»). Участниками «современной» секции станут следующие группы художников: те, кто подвергался преследованиям, в том числе со стороны государства, из-за своей идентичности; те, кто оказался на обочине мира искусства, — самоучки, народные умельцы и другие аутсайдеры; представители коренных народов, к которым зачастую даже на их родной земле относятся как к чужакам. Коллектив Mahku, который переводит на визуальный язык современного искусства традиционные песни и мифы племени хуни куин (их деревни находятся в джунглях Амазонки между Бразилией и Перу), оставит на фасаде Центрального павильона в Джардини монументальную рос­пись. А участницы группы Mataaho, которые являются представительницами маори — коренного народа Новой Зеландии, сплетут внушительных размеров инсталляцию в первом зале Арсенала.

Освальдо де Леон Кантуле. «Побег красных детей». 2023.  Фото: Courtesy of the Artist
Освальдо де Леон Кантуле. «Побег красных детей». 2023.
Фото: Courtesy of the Artist

В «исторической» секции Nucleo Storico покажут работы уроженцев стран Латинской Америки, Африки и Азии, сделанные в XX веке. Экспозиция, в частности, продемонстрирует, как художники «глобального Юга» восприняли и истолковали европейский модернизм. Особенно показателен будет зал, посвященный абстрактному искусству: вместо привычного западного «геометризма» зритель найдет здесь более «органические», криволинейные, обтекаемые формы. В портретной галерее представят картины, графику и скульптуру с изображением преимущественно небелых людей. Еще один раздел посвятят итальянским художникам, которые строили свою карьеру за пределами родной страны. Экспозиция обещает быть эффектной: произведения 40 авторов замуруют в прозрачные «стеклянные мольберты», чтобы они буквально парили в пространстве. Такую систему показа Лина Бо Барди (урожденная итальянка, сделавшая карьеру архитектора в Бразилии) придумала в 1968 году для Художественного музея Сан-Паулу, здание которого спроектировала она же.

Один из лейтмотивов основной экспозиции — текстильные работы, что подчеркивает интерес современных художников к ремеслу, ручному труду. (О московских выставках текстильного искусства читайте на с. 36.) Другой важный лейтмотив — кровные связи: многие участники выставки приходятся друг другу родственниками, что неудивительно, ведь для представителей коренных народов характерна передача традиций и секретов ремесла от родителей к детям.

Национальных павильонов на этот раз 90. Художница Ива Лулаши представит в павильоне Албании серию работ, вдохновленных российской революционеркой Александрой Коллонтай с приписываемой ей «теорией стакана воды», согласно которой вступить в интимную близость должно быть так же легко, как утолить жажду. Художники, выбранные Ватиканом, включая Маурицио Каттелана, готовят проект на территории женской тюрьмы на острове Джудекка, в нем задействованы и сами заключенные. Бежавшая в 1989 году из Советского Союза Анна Ермолаева делает в австрийском павильоне выставку «Лебединое озеро». Команда грузинского павильона вдохновилась книгой родившегося в Тифлисе поэта Ильи Зданевича «65 Максимилиана, или Незаконное занятие астрономией», которую проиллюстрировал Макс Эрнст. Художница Нина Хемчан от Армении будет говорить о грехе, покаянии и искуплении через свои инсталляции «Эхо» и «Семь смертных грехов». Австралия и США выбрали художников из числа коренных народов: Арчи Мур происходит из племен бигамбул и камиларои, а в Джеффри Гибсоне течет кровь индейцев чокто и чероки.

Венецианские музеи и фонды, по обыкновению, приурочили к биеннале множество заманчивых проектов. Фото: Andrea Avezzu/La Biennale di Venezia
Венецианские музеи и фонды, по обыкновению, приурочили к биеннале множество заманчивых проектов.
Фото: Andrea Avezzu/La Biennale di Venezia

Несмотря на массовые призывы, Израиль и Иран не были исключены из числа участников. В конце февраля пресс-служба биеннале выступила с заявлением о том, что «не может принять во внимание никакие петиции и призывы» и что «все страны, признанные Итальянской Республикой, могут подавать запрос на участие». Они подчеркнули, что российская команда сама приняла решение о закрытии своего национального павильона на 59-й Биеннале в 2022 году. В этот раз Россия тоже воздержалась от участия, но предоставила свой павильон, построенный в 1914 году по проекту Алексея Щусева, Боливии, так что пустовать он не будет. Боливия, пригласившая к участию художников и из других стран Южной Америки, получит возможность заявить о себе как «о многонациональном государстве с разными лицами, коренными народами, в котором, что не менее важно, древние культуры влияют на современное искусство. Жест Российской Федерации не останется незамеченным. Культура есть и может быть инструментом сотрудничества и единения народов, полезным для прогресса», пишет итальянское издание Il Giornale dell’Arte.

В день открытия биеннале будут вручены почетные «Золотые львы» за вклад в искусство. Лауреатами стали художницы Анна Мария Майолино (р. 1942) и Нил Ялтер (р. 1938). Майолино с семьей эмигрировала из послевоенной Италии в политически нестабильную Бразилию, где с 18 лет и строила художественную карьеру, реагируя на несправедливость существующего режима и рост социального неравенства. Ялтер же родилась в Египте, училась в Турции, а потом обосновалась во Франции. Она тяготела к контркультуре и сфокусировалась в своем искусстве на женщинах и представителях маргинализированных сообществ, мигрантах и заключенных. Куратор Педроза отметил, что выбрал художниц за их первопроходческий дух и опыт миграции, что соотносится с темой биеннале.

Венецианские музеи и фонды, по обыкновению, приурочили к биеннале множество заманчивых проектов. В аббатстве Сан-Джорджо Маджоре откроется выставка бельгийской художницы Берлинде де Брёйкере, в Галерее Академии покажут Виллема де Кунинга, а Музей Пегги Гуггенхайм посвятил новый проект многогранной личности Жана Кокто — художника, поэта, драматурга и режиссера. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+