18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Венеция рукоплещет аутсайдерам

Близится открытие 60‑й Венецианской биеннале, которая сохраняет статус самой большой и престижной международной выставки современного искусства. Она будет проходить с 20 апреля по 24 ноября 2024 года. Фото: Andrea Avezzu/La Biennale di Venezia
Близится открытие 60‑й Венецианской биеннале, которая сохраняет статус самой большой и престижной международной выставки современного искусства. Она будет проходить с 20 апреля по 24 ноября 2024 года.
Фото: Andrea Avezzu/La Biennale di Venezia
№120, апрель 2024
№120
Материал из газеты

Основной проект 60-й Венецианской биеннале посвящен художникам, ощущающим себя чужаками на родине, за границей или внутри системы арт-мира. Проекты национальных павильонов не всегда перекликаются с магистральной темой

Близится открытие 60‑й Венецианской биеннале, которая сохраняет статус самой большой и престижной международной выставки современного искусства. Она будет проходить с 20 апреля по 24 ноября 2024 года. Тема основного проекта, «Чужестранцы повсюду», звучит то ли как лозунг, то ли как возглас (удивления, радости или недовольства — зависит от точки зрения). Бразилец Адриано Педроза — первый куратор Венецианской биеннале из Южного полушария — признается, что выбор темы во многом навеян его личным опытом: «Я жил за границей, и мне посчастливилось много путешествовать, но часто ко мне относились как к выходцу из третьего мира, несмотря на то что я являюсь держателем одного из самых котирующихся паспортов „глобального Юга“ — согласно индексу паспортов». Впрочем, в действительности он посвятил выставку не только и не столько представителям разных стран и народов, мигрирующим по миру. Речь идет об аутсайдерах и маргиналах, художниках «вне закона», тех, кто чувствует себя чужим даже на родине. В фокусе внимания, по словам Педрозы, «различия и неравенство, связанные с идентичностью, национальностью, расой, гендером, сексуальностью, свободой и благосостоянием».

«Чужие среди своих» сконвертируются в «своих среди чужих» на главной выставке, поделенной на две части: Nucleo Contemporaneo («современное ядро») и Nucleo Storico («историческое ядро»). Участниками «современной» секции станут следующие группы художников: те, кто подвергался преследованиям, в том числе со стороны государства, из-за своей идентичности; те, кто оказался на обочине мира искусства, — самоучки, народные умельцы и другие аутсайдеры; представители коренных народов, к которым зачастую даже на их родной земле относятся как к чужакам. Коллектив Mahku, который переводит на визуальный язык современного искусства традиционные песни и мифы племени хуни куин (их деревни находятся в джунглях Амазонки между Бразилией и Перу), оставит на фасаде Центрального павильона в Джардини монументальную рос­пись. А участницы группы Mataaho, которые являются представительницами маори — коренного народа Новой Зеландии, сплетут внушительных размеров инсталляцию в первом зале Арсенала.

Освальдо де Леон Кантуле. «Побег красных детей». 2023.  Фото: Courtesy of the Artist
Освальдо де Леон Кантуле. «Побег красных детей». 2023.
Фото: Courtesy of the Artist

В «исторической» секции Nucleo Storico покажут работы уроженцев стран Латинской Америки, Африки и Азии, сделанные в XX веке. Экспозиция, в частности, продемонстрирует, как художники «глобального Юга» восприняли и истолковали европейский модернизм. Особенно показателен будет зал, посвященный абстрактному искусству: вместо привычного западного «геометризма» зритель найдет здесь более «органические», криволинейные, обтекаемые формы. В портретной галерее представят картины, графику и скульптуру с изображением преимущественно небелых людей. Еще один раздел посвятят итальянским художникам, которые строили свою карьеру за пределами родной страны. Экспозиция обещает быть эффектной: произведения 40 авторов замуруют в прозрачные «стеклянные мольберты», чтобы они буквально парили в пространстве. Такую систему показа Лина Бо Барди (урожденная итальянка, сделавшая карьеру архитектора в Бразилии) придумала в 1968 году для Художественного музея Сан-Паулу, здание которого спроектировала она же.

Один из лейтмотивов основной экспозиции — текстильные работы, что подчеркивает интерес современных художников к ремеслу, ручному труду. (О московских выставках текстильного искусства читайте на с. 36.) Другой важный лейтмотив — кровные связи: многие участники выставки приходятся друг другу родственниками, что неудивительно, ведь для представителей коренных народов характерна передача традиций и секретов ремесла от родителей к детям.

Национальных павильонов на этот раз 90. Художница Ива Лулаши представит в павильоне Албании серию работ, вдохновленных российской революционеркой Александрой Коллонтай с приписываемой ей «теорией стакана воды», согласно которой вступить в интимную близость должно быть так же легко, как утолить жажду. Художники, выбранные Ватиканом, включая Маурицио Каттелана, готовят проект на территории женской тюрьмы на острове Джудекка, в нем задействованы и сами заключенные. Бежавшая в 1989 году из Советского Союза Анна Ермолаева делает в австрийском павильоне выставку «Лебединое озеро». Команда грузинского павильона вдохновилась книгой родившегося в Тифлисе поэта Ильи Зданевича «65 Максимилиана, или Незаконное занятие астрономией», которую проиллюстрировал Макс Эрнст. Художница Нина Хемчан от Армении будет говорить о грехе, покаянии и искуплении через свои инсталляции «Эхо» и «Семь смертных грехов». Австралия и США выбрали художников из числа коренных народов: Арчи Мур происходит из племен бигамбул и камиларои, а в Джеффри Гибсоне течет кровь индейцев чокто и чероки.

Венецианские музеи и фонды, по обыкновению, приурочили к биеннале множество заманчивых проектов. Фото: Andrea Avezzu/La Biennale di Venezia
Венецианские музеи и фонды, по обыкновению, приурочили к биеннале множество заманчивых проектов.
Фото: Andrea Avezzu/La Biennale di Venezia

Несмотря на массовые призывы, Израиль и Иран не были исключены из числа участников. В конце февраля пресс-служба биеннале выступила с заявлением о том, что «не может принять во внимание никакие петиции и призывы» и что «все страны, признанные Итальянской Республикой, могут подавать запрос на участие». Они подчеркнули, что российская команда сама приняла решение о закрытии своего национального павильона на 59-й Биеннале в 2022 году. В этот раз Россия тоже воздержалась от участия, но предоставила свой павильон, построенный в 1914 году по проекту Алексея Щусева, Боливии, так что пустовать он не будет. Боливия, пригласившая к участию художников и из других стран Южной Америки, получит возможность заявить о себе как «о многонациональном государстве с разными лицами, коренными народами, в котором, что не менее важно, древние культуры влияют на современное искусство. Жест Российской Федерации не останется незамеченным. Культура есть и может быть инструментом сотрудничества и единения народов, полезным для прогресса», пишет итальянское издание Il Giornale dell’Arte.

В день открытия биеннале будут вручены почетные «Золотые львы» за вклад в искусство. Лауреатами стали художницы Анна Мария Майолино (р. 1942) и Нил Ялтер (р. 1938). Майолино с семьей эмигрировала из послевоенной Италии в политически нестабильную Бразилию, где с 18 лет и строила художественную карьеру, реагируя на несправедливость существующего режима и рост социального неравенства. Ялтер же родилась в Египте, училась в Турции, а потом обосновалась во Франции. Она тяготела к контркультуре и сфокусировалась в своем искусстве на женщинах и представителях маргинализированных сообществ, мигрантах и заключенных. Куратор Педроза отметил, что выбрал художниц за их первопроходческий дух и опыт миграции, что соотносится с темой биеннале.

Венецианские музеи и фонды, по обыкновению, приурочили к биеннале множество заманчивых проектов. В аббатстве Сан-Джорджо Маджоре откроется выставка бельгийской художницы Берлинде де Брёйкере, в Галерее Академии покажут Виллема де Кунинга, а Музей Пегги Гуггенхайм посвятил новый проект многогранной личности Жана Кокто — художника, поэта, драматурга и режиссера. 

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+